Виды морского страхования в 2024 году: где купить полис

Договор на морское страхование – первый вид услуг обеспечения безопасности при перевозках по воде. Им начали пользоваться ещё в VII в. до н.э. Значительная стоимость груза, повышенная степень опасности и незащищённость акватории заставляет владельца судна страховать свою ответственность перед заказчиком и доставку товара до получателя.

Общая информация

 

Сферу морского страхования регулирует Кодекс Торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. Основные законодательные нормы прописаны в главе XV «Договор морского страхования».

Имущественная выгода (интерес), которая касается мореплавания, является предметом страхования. Обеспечить можно работу как морских, так и речных судов.

Объект договора:

  • судно (строящееся, действующее);
  • груз;
  • фрахт;
  • стоимость аренды водного транспорта;
  • проезд пассажиров;
  • прибыль от перевозки товара;
  • заработная плата и другие финансовые вознаграждения капитана судна и членов экипажа.

Чтобы оформить сделку о страховании морского транспорта, заявитель должен сообщить всю необходимую информацию о грузе, судне, перевозчике, а также маршруте передвижения.

Документы, которые потребуются при обращении к СК:

  • судовой билет;
  • сделка купли-продажи;
  • свидетельство, дающее право капитану управлять механизмом;
  • паспорт.

Если судно принадлежит юридической структуре, нужно предоставить информацию о ней.

Когда действует полис:

  • во время навигации;
  • в период хранения;
  • в течение срока эксплуатации.

Как только заявитель внесёт оплату за полис, серийный номер договора автоматически включается в реестр СК. После оформления компания предоставляет заявителю сертификат.

Особенность морского обеспечения в том, что при заключении договора человек сам определяет страховую сумму. Она не может быть больше, чем стоимость объекта обеспечения.

Внимание! Некоторые риски связаны с высокими финансовыми выплатами. СК распределяют ответственность с другими компаниями. Эта процедура называется «перестрахование» – она позволяет повысить лимит ответственности. Например, Ингосстрах обеспечивает клиентам лимит до 1 млрд долларов США.

Как правило, филиалы СК, у которых есть аккредитация морского страхования, располагаются при основных портовых центрах России. К ним относятся: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ялта, Феодосия, Приморск, Санкт-Петербург, Астрахань, Владивосток, Архангельск, Анадырь.  Договор заключается на одну поездку или несколько рейсов.

От чего зависит стоимость защиты

Цена полиса рассчитывается в соответствии со страховой суммой. На неё влияют следующие факторы:

  • разновидность конструкции;
  • тип эксплуатации;
  • акватория передвижения;
  • цена судна;
  • возраст корабля;
  • условия покрытия;
  • объём платформы;
  • вид перевозки;
  • тип стоянки.

В соответствии с законодательством морского страхования России договор для водного транспорта личного пользования заключается по цене от 0,4 – до 4,5 % от исходной стоимости яхты или катетера.

Список СК, предоставляющих услугу морского обеспечения:

  1. Ингосстрах;
  2. АльфаСтрахование;
  3. Allianz;
  4. СОГАЗ;
  5. Росгосстрах;
  6. ВСК Страховой Дом;
  7. Югория;
  8. РЕСО;
  9. ГутаСтрахование.

Например, фирма АльфаСтрахование предоставляет услуги МС, по цене от 0,1% до 6,0% стоимости корабля. Центральный офис, где можно обеспечить судно, находится в Москве.

Страхование морское КАСКО

Каско страхует работу морского, речного транспорта, а также газовых и нефтеперерабатывающих водных конструкций.

Объект обеспечения:

  • корпус механизма;
  • двигатель;
  • оснащение корабля.

Важно! По КАСКО не компенсируется вред или гибель пассажиров, полная или частичная потеря груза/товара или иного имущества на борту.

Когда можно рассчитывать на денежное возмещение:

  • гибель корабля после аварии;
  • потеря конструкции при поломке (когда восстановление невозможно или если ремонтные работы стоят дороже судна);
  • взносы при аварии;
  • столкновение с морским (речным) транспортом;
  • траты на спасение, судебные разбирательства, финансовое вознаграждение участников экипажа.

Компенсация производится при регистрации СС. Размер возмещения зависит от страховой суммы по договору.

Страховые риски:

  1. Водные стихии: посадка днища на мель, затопление, столкновение с другими участниками движения, а также с маяками, рифами, айсбергом.
  2. Аварии на борту: пожар.
  3. Воздействия третьих лиц (хищение имущества).

КАСКО не покроет политические, социальные и другие риски: бунт, волнения и забастовка.

Абандон – возможность страхователя получить 100% страховой суммы, если он откажется от прав на застрахованное имущество в пользу СК.

Заявить об отказе можно в течение полугода в следующих случаях:

  • пропажа судна без вести;
  • гибель механизма;
  • повреждение конструктива без шанса на восстановление;
  • международный захват или задержка судна на срок от полугода.

При абандоне СК получает в собственность весь механизм или его застрахованную часть.

Страхование карго

Карго – вид обязательного обеспечения груза, который перевозится морским, речным судном.

В оформлении этого полиса заинтересованы как выгодополучатель, так и отправитель. Заключить договор можно на имя продавца и покупателя. Заявитель указывает стоимость товара/груза, а также расходы на транспортировку. В соответствии с этими данными рассчитывается страховая сумма, которую СК также прописывает документально.

Внимание! В перечень рисков рекомендуется включить вероятность повреждения товара во время погрузки/выгрузки.

Если маршрут не был закончен в срок, а груз не доставлен, полис страхования морских судов продолжает работать. Но для этого нужно доказать, что задержка произошла не по вине капитана.

При заключении письменной формы сделки карго, детализируют кладь, которую перевозит судно. Эту информацию предоставляет отправитель. Если заявитель неуверен в заявленном качестве (целостности) клади, он может воспользоваться услугами экспертов/оценщиков.

Риски по карго:

  1. потеря/порча перевозимого клади в результате стихийных бедствий;
  2. гибель груза после крушения.

Страхование ответственности

Вид морского страхования, при котором возмещается ущерб, причиненный страхователем третьим лицам. Заявителем выступает судовладелец, фрахтователь, иные задействованные лица.

Риски: ущерб, нанесённый третьим лицам.

Виды ответственности по договору страхования транспортировки (перевозки) грузов:

  • траты при болезни, смерти членов экипажа;
  • физический ущерб лиц, которые находятся на судне во время эксплуатации;
  • повреждение (уничтожение) клади;
  • вред, нанесённый другому кораблю;
  • очистка акватории от частей разрушенного корабля;
  • утечка нефти в открытую акваторию;
  • уплата штрафов при несоблюдении таможенного кодекса.

По желанию заявителя можно изменить договор с учётом дополнительных рисков. Возмещение производится после регистрации СС. Сумма компенсации зависит от нанесённого ущерба. Объём повреждений определяет оценщик.

Страхование фрахта

Когда грузовладелец использует чужое судно для перевозки своего груза, он выплачивает судовладельцу фрахт. Страхование фрахта – то страхование рисков по оплате, которая полагается судовладельцу. Часть вознаграждения в процессе перевозки может быть утеряна в связи с вынужденными маневрами курса и поломками судна.

Страхование фрахта обеспечивает:

  • судовладелец – если оплата ждет его только в порту отгрузки, а груз должен быть доставлен в полном объеме;
  • отправитель или получатель – если предусмотрена оплата в порту загрузки, аванс, или если оплатить доставку придется в любом случае, независимо от целостности товара.

Конкретные условия прописываются в заключённой сделке страхования.

Где приобрести полис

Надежную защиту в плане морского страхования предлагает компания Ингосстрах.

Преимущества страхования в Ингосстрах:

  • СК оказывает помощь в оформлении сертификатов финответственности по заходам в воды США;
  • предоставляет P&I покрытие для допуска судов в воды Японии;
  • помогает освобождать судно от ареста в сложной ситуации.

На нашем сайте можно ознакомиться с правилами страхования ответственности судовладельцев и правилами страхования судов.

Для оформления страховки загрузите заявления:

Цена полиса будет зависеть от страховых рисков и срока заключенной сделки. Оформить страховку можно в офисе Ингосстрах или онлайн, отправив заявку на расчет.

Как получить возмещение

Страхование доставки груза при морской перевозке производится с соблюдением большого количества условий. Кроме зарегистрированного инцидента, заявитель должен пройти непростой путь для получения денег.

Что нужно делать при СС:

  • сообщить СК;
  • заявить в правоохранительные органы о происшествии;
  • зарегистрировать у СК начало следственных действий;
  • указать в обращении актуальную информацию о ЧП.

При полном соблюдении вышеописанных требований, СК компенсирует ущерб следующим образом:

  • перечислит всю сумму или частями;
  • если судно находилось в нерабочем состоянии дольше 30 суток, то возмещается 95%;
  • при неправомерных действиях третьих лиц возвращается стоимость испорченной части груза;
  • сумма компенсации при страховании ответственности определяется после судебного решения.

Судебная практика показывает, что чаще всего, правда оказывается на стороне выгодополучателей (заявителей).

В каких случаях страховка не выплачивается

Обеспечение морских грузоперевозок связано с большим количеством рисков. Тем не менее есть перечень случаев, когда СК не компенсирует убытки, если сделка не предусматривает иного (ст. 212 договора морского страхования).

Среди них:

  • вред, причинённый судну или клади умышленно;
  • ущерб, появившийся при нахождении экипажа на корабле;
  • претензии владельца груза к судоперевозчику;
  • риски военного характера.

Отрицательное решение СК можно обжаловать в судебном порядке.

Морская перевозка относится к видам доставки высокой степени опасности. Полис компенсирует стоимость повреждённого груза, но и возместит траты на лечение членов экипажа при болезни.

Остались вопросы? Наш дежурный юрист готов на них ответить. А также Вы можете записаться на бесплатную консультацию. Для этого оставьте свои контакты в окошке внизу страницы.

Понравилась статья? Поставьте лайк или сделайте репост.

Роман Кузнецов

Журналист проекта "STRAHOVKAVED.ru"

Оцените автора
Страховкавед
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности