Что такое допы в ОСАГО и как с ними быть

Договора ОСАГО для автомобилиста – возможность компенсировать ущерб третьим лицам при участии в винновом дорожном происшествии.  Порядок и условия оформления освещен многими комментариями и статьями СМИ. Но сегодня сотрудники многих страховых компаний (страховики) прилагают усилия получения больших страховых премий за счёт проведения кросс-продаж и дополнений к полису автострахования. Давайте более подробно сегодня узнаем про то, что это за допы в ОСАГО, как отказаться от доп услуг по ОСАГО и куда обращаться с жалобой, если вам отказывают в заключении договора ОСАГО без допов.

Полис и купюра

Почему страховщики начали навязывать дополнительное страхование

Кросс-продажи  — это предложение и продажа одному покупателю множества сопутствующих товаров (услуг), ей предшествует установление с ним доверительных отношений. Доп услуги к ОСАГО – опции не предусмотренные условиями основного страхового продукта. Но отдельные страховщики не только навязывают услуги настойчиво, но отказываются оформлять договора ОСАГО без включения их в полис.

Причины связаны с особенностями ведения бизнеса, в их числе:

  1. Каждый страховщик ежегодно утверждает план страховых сборов (премий) для компании в целом. Исходя из него, получают план сборов все подразделения и сотрудники страховщика. Невыполнение плана влечёт снижение забортных плат и отсутствие премий.
  2. Планы предусматривают разделение по сборам для каждого страхового продукта, что также влияет на показатели работы отдельно взятого центра продаж и работника. Возникает необходимость менее популярные «привязывать» к топовым продуктам, например ОСАГО.
  3. С появлением обязательных автостраховок установился постоянный входящий поток клиентов, что позволяет увеличить продажу кроссовых полисов. Ежегодное обращение новых автовладельцев – гарантирует увеличение продаж ОСАГО, дополнительных услуг к ним и других страховых продуктов.

Такими образом, навязывание доп страхования, несмотря на то что клиент увеличивает страховое покрытие по имеющемуся полису ОСАГО, декларирует услугу или получает страховую защиту по иным случаям, лишь вопрос увеличения клиентской базы и сбора страховых премий.

Какие меры предприняло государство для решения проблемы

Введение обязательной автогражданской ответственности автомобилистов позволило создать правовое поле для урегулирования взаимоотношений между виновниками дорожных происшествий и пострадавшими лицами. Вместе с тем, требования о заключении страховок ОСАГО с дополнительными услугами вызывает недовольство владельцев транспорта, а незнание законов не даёт возможности отстоять свою позицию в правовом поле.

Обжаловать действия страховиком можно опираясь на следующее:

  • пункт 14 раздела 4 Правил ОСАГО декларирует обязательность заключения договоров обязательного страхования при обращении лиц с заявлением в рамках закона и предоставления предусмотренного пакета документов;
  • пункты 2 и 3 статьи 16 ФЗ о защите прав потребителей вносят запрет на навязывание товаров и услуг, а также закрепляют право на свободу выбора их перечня при приобретении;
  • статья 445 части 1 ГК РФ предписывает страховикам оформлять полисы в срок, не превышающий тридцати суток, при отсутствии аргументированных причин для отказа;
  • статья 15.34.1 КоАП РФ устанавливает прямую ответственность за навязывание услуг или продуктов потребления.

Руководствуясь этим перечнем документов всегда можно заявить страховику о нежелании оплачивать, не предусмотренные условия основного договора, то есть отказаться от доп услуг.

Отказ от доп услуг

Навязывание дополнительных услуг при страховании ОСАГО

Находясь в офисе страховика трудно ориентироваться в предоставляемой информации – сотрудник компании обучен продаже страховых продуктов. Он приводит различные примеры из «жизни», варианты случаев, когда допы помогали. Но стоит соотносить их стоимость и необходимость с вероятностью приведённых событий.

Что это такое за  допы в ОСАГО

Наиболее распространёнными представлены следующие дополнительные предложения:

  1. ДСАГО — страхование жизни пострадавших водителя и пассажиров. Увеличивает страховое покрытие при необходимости восстановления здоровья при значительных повреждениях. Актуально при крупных дорожных происшествиях.
  2. Исключение износа деталей авто при возмещении ущерба. Выплата поврежденных деталей производится по цене новых, что повышает вероятность компенсации ущерба без личных вложений.
  3. Услуги аварийного комиссара, юридическая поддержка. Как правило, эти предложения не актуальны. Практика показывает, что комиссар не всегда прибывает к месту происшествия или его ожидание занимает много времени. Необходимость самостоятельного предоставления документов по аварии страховщику уничижает смысл юридической поддержки.
  4. Безвозмездная эвакуационная услуга. Востребована, но следует обратить внимание, где она предоставляется. Если территория оговорена, то за её пределами ждать бесплатной эвакуации не имеет смысла.
  5. Кросс-продажи по приобретению полисов на страхование личного имущества (дом, дача, гараж и подобное) — не имеет отношение к дорожным происшествиям.

Выбор дополнительных предложений является индивидуальным и может закончиться соглашением. Что такое соглашение — дополнение к договору. Если имеются финансовая возможность и предпосылки возникновения тяжёлых последствий аварий (начинающий водитель, агрессивный стиль езды и подобное), то допсоглашение к действующему договору может заключаться в любое время.

Какие уловки применяют страховщики для навязывания дополнительных услуг

Методы принуждения клиентов к приобретению дополнительных продуктов или сотрудники отказывают в заключении договора, представлены следующим:

  • необходимостью проведения дополнительных процедур по проверке старого полиса при его окончании срок действия;
  • невозможностью быстрого оформления полиса из-за значительной очереди своих клиентов;
  • отсутствие бланков договоров страхования ОСАГО.

Следует отметить, что приведенные «основания» при оформлении являются неправомерными и прямыми нарушениями закона. Утверждения страховиков о том, что если дополнительно застраховать допы это решит проблему — административное правонарушение.

Навязывания доп услуг

Ваши действия при навязывании

При возникновении этих ситуаций страхователю важно зафиксировать факт такого диалога и использовать его в качестве доказательства неправомерных действий, связанных с навязыванием доп страхования, для этого:

  1. Посещая офис страховщика лучше идти не одному. Второе лицо может быть свидетелем нарушений.
  2. Разговор с менеджером следует зафиксировать скрытыми (явными) техническими средствами (например: диктофон телефона). Допускается и видео фиксация. Требование её прекратить не имеет оснований.
  3. Требование удалить запись до выхода из офиса также незаконно, как и удержание, сотрудниками охраны до её уничтожения. При необходимости вызывают полицию.
  4. В заявлении правоохранительным органам следует изложить обстоятельства, основываясь на ранее приведённых нормативно – правовых документах.

Важным представляется воздержаться от участия в провокационных действиях, сохранять спокойствие, избегать не деловой лексики.

Куда обращаться

После того, как состоялся разговор, связанный с этими допами, возможно поступить следующим образом:

  • направить жалобу в страховую компанию (головной офис) с описанием действий продавца, просьбой принятия предусмотренных законом мер воздействия;
  • написать заявление в РСА
  • направить претензию к действиям продавца страховых услуг региональную Федеральную антимонопольную службу;
  • направить заявление в Роспортебнадзор;
  • обратиться к защите прокуратуры и судебных органов.

Следует полной мерой представить доказательства факта нарушения законных требований о продаже обязательного страхового продукта. За исключением суда, заявления можно направить в электронной форме, сроки рассмотрения заявлений при этом не изменятся.

Прокуратура

Новые возможности для решения проблемы навязываемых услуг

В 2015 году начался и успешно реализовывается проект электронного оформления полисов страхования с помощью удалённого доступа с использованием интернет технологий. Е-полис предполагает прямые услуги, дополнительные манипуляции или скрытое вписывание услуг невозможны.

Электронное ОСАГО

Электронный полис даёт возможность оформить, а также получить его не выходя из дома через интернет. Тарифы можно посчитать с помощью калькулятора расчета на сайте продавца, до оформления полиса, после чего необходимо:

  • провести мониторинг отзывов о компаниях продавцах, остановившись на компании с наиболее высоким рейтингом (например: купите росгосстрах);
  • заполнить форму заявления;
  • оплатить онлайн — платежом;
  • получить оформленный полис на адрес электронной почты;
  • произвести его распечатку.

Продавец полиса обязан в кратчайший срок направить информацию о заключённом договоре в информационную базу ОСАГО, но распечатанный полис водитель должен иметь при себе.

Отказ в период охлаждения

Период охлаждения – это пятидневный срок, когда страхователь вправе отказываться от страховой услуги. Таким образом, если страхователь обнаружил в полисе не заказанную допуслугу. Как вернуть деньги за страховку:

  • обратиться в офис страховщика для написания заявления об использовании периода охлаждения и отказа от определённых услуг;
  • страховщик договор аннулирует, возвращая деньги объемом исключающим срок действия услуги;
  • обращение от страхователя должно представляется на позднее пяти рабочих дней, а возврат средств страховщиком – десяти.

Навязывание дополнительных услуг страховщиками – распространённая практика. Обращение страхователя по устранению нарушения, связанного с этим законодательства, в контролирующие или правоохранительные органы, подталкивает страховые компании к мировому соглашению вопросов, до реакции указанных инстанций.

Также рекомендуем вам почитать про возмещение вреда здоровью по ОСАГО и как внести изменения в электронный полис ОСАГО в различных жизненных ситуациях.

Ждем ваши вопросы в комментариях. Будем признательны за оценку поста и репост.

По всем спорам со страховой вы можете обратиться за помощью к нашему автоюристу в специальной форме в рамках бесплатной консультации.

Ссылка на основную публикацию