Нестраховые посредники в страховой деятельности, как и страховщики, могут заниматься заключением договоров с частными лицами и организациями. Но, в отличие от страховых компаний, основная их деятельность связана с другой сферой финансовых услуг.
Кто такие нестраховые посредники
Нестраховые посредники в страховой деятельности – это компании и их представители (агенты, брокеры), которые заинтересованы в продаже страховых полисов, но их деятельность напрямую не связана со страхованием. В большинстве своем это крупные финансовые структуры и точки сбыта иных услуг и товаров: банки, финансовые биржи, туристические агентства, медицинские центры, автосалоны, почтовые отделения.
СПРАВКА: роль нестраховых посредников могут также выполнять онлайн-продавцы: информационные сайты, порталы.
Законодательное регулирование
Согласно закону РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации” от 27.11.1992 №4015-1, в России есть 2 вида посредников в страховой сфере:
- Брокеры.
- Агенты.
ВАЖНО: оба субъекта являются страховыми посредниками. Понятие «нестраховой посредник» в законодательных актах РФ не прописано, но юристы и финансисты используют термин, чтобы охарактеризовать частные лица и компании, которые занимаются продажей полисов по поручению страховщика. Но это не является для них основным и единственным способом получения прибыли. Надзор за страховыми услугами и регулированием деятельности страховых брокеров осуществляет Банк России.
Роль и деятельность нестраховых посредников
Основная роль страховых посредников связана с аквизиционной деятельностью или привлечением новых клиентов, ростом продаж страховых продуктов. Деятельность посредников, напрямую не связанных со страховой компанией, больше относится к увеличению собственного объема продаж и прибыли, или работой в свою пользу. Но страховая компания также получает выгоду от такого сотрудничества.
Нестраховые посредники заключают договоры с финансовой организацией, чтобы иметь возможность реализовывать полисы через новые каналы сбыта. Это выгодно обеим сторонам:
- Страховщик получает возможность увеличить клиентопоток и повысить продажу полисов.
- Нестраховой агент получает прибыль от продажи услуг страховой компании, также увеличивая количество привлеченных клиентов и сферу деятельности.
В страховом деле их деятельность заключается в расширении рынков сбыта услуг и развитии системы продаж в частности. Клиенты, которые принципиально не посещали офис страховщика или ранее не пользовались услугами по защите имущественных (и иных) интересов, могут заинтересоваться новым предложением при визите, например, в почтовые отделения или офис банка.
Отличия между страховыми и нестраховыми агентами
Для клиентов имеет значение, кто выступает в роли посредника при заключении договора. Сравнительная характеристика страховых и нестраховых агентов позволит оценить, услугами каких продавцов выгоднее воспользоваться (таблица).
Таблица – Сравнение страховых и нестраховых посредников
Принципы страхования/Субъект рынка | Страховой посредник | Нестраховой посредник |
Место заключения договора | В офисе финансовой организации, онлайн и/или по договоренности с клиентом | Онлайн, в офисе агента, по договоренности с клиентом |
Отношение к деятельности страховой компании | Действует по поручению страховщика и/или от его имени | Действует от своего имени, предлагая услуги по поручению компании |
Стоимость полиса | Приравнивается к стоимости договора у страховщика и/или превышает его на 5-15% | Может быть меньше стоимости стандартного полиса при заключении партнерского соглашения. В остальных случаях превышает минимум на 10% |
Вид полисов | Установленного образца | Установленного образца или соответствующий стандартам посредника |
Возможность оформления дополнительных услуг | Отсутствует | В рамках направленности бизнеса субъекта |
Примеры нестраховых посредников в разных сферах
Если клиент желает оформить договор не напрямую в офисе компании, он может обратиться к другим агентам. В каких структурах и организациях можно встретить услуги страхового характера:
- Банковский сектор. Банки одними из первых финансовых организаций стали предлагать клиентам защитить средства на вкладах, картах, а также застраховать имущество по договору ипотечного кредитования, и иную собственность. Например, в «Сбербанке» в процессе оформления ипотеки заемщики могут застраховать приобретаемое жилье не только в дочерней организации «Сбербанк Страхование», но и в других компаниях: «ВСК», «АльфаСтрахование», «Ингосстрах». Полный список партнеров – на официальном сайте кредитора.
- Автосалоны. Купить автомобиль и оформить все услуги, не выезжая за пределы – это выгодно для клиента и продавца в лице официального дилера. При этом автосалоны могут предлагать собственную линию продуктов (как у «Renault Страхования»), так и сотрудничать с другими компаниями. Например, в салоне Citroen владельцы авто могут оформить КАСКО или ОСАГО от «Росгосстрах», «Цюрих», «Ресо-Гарантии» и у других известных страховщиков.
- Туристические агентства. Операторы туров предлагают приобрести, кроме путевок, полис защиты путешественников. Он может быть включен в стоимость проживания, дороги или оформляться отдельно. Порядок заключения договора зависит от выбранного турагентства и партнеров. Например, в московском филиале оператора «Краски Мира» путешественники могут приобрести полис страховой защиты от международного страховщика – компании ERV.
- Медицинские учреждения. В офисах частных компаний или муниципальных больницах иногда можно увидеть представителей страховых компаний, которые работают для оформления полисов ОМС и добровольного страхования. В основном нестраховые посредники выступают от лица известных организаций в сфере медицинского страхования: «СОГАЗ», «Ингосстрах». Иногда полисы реализовывают и в аптечных центрах.
- Онлайн-продавцы. Информационные порталы, например, «Банки.ру», предлагают посетителям не только ознакомиться с ключевыми сведениями о банках, услугах и тарифах, но и оформить полис в выбранной организации.
Нестраховые посредники занимаются продажей полисов компании-партнера, но их деятельность отличается от агентов организации. Основные моменты в деле субъектов рынка:
- Они занимаются страхованием в качестве дополнительного способа увеличения прибыли.
- Заключение договоров возможно онлайн, в таком случае чек приходит на e-mail, в офисе или выбранном клиентом месте.
- Стоимость полиса может быть ниже, чем у страховщика, если это обусловлено особенностями договора. Но чаще покупатель переплачивает за услугу на 10-25%.
Не забудьте поставить лайк, если данная информация показалась вам полезной и интересной. Если у вас есть вопросы, связанные с любой сферой страхования, можете обратиться к нашему юристу онлайн или написать комментарий.
Читайте далее про понятие страховой деятельности, государственное регулирование и роль в РФ.