Как рассчитать ущерб по ОСАГО в 2024 году: все, что нужно знать владельцу полиса

Обязательное страхование автогражданской ответственности всегда вызывало у россиян немало вопросов, требующих обязательного разъяснения. Какие способы использует страховщик, чтобы рассчитать ущерб по ОСАГО, интересует каждого владельца транспортного средства. Поскольку эта тема очень актуальна, мы сделали ее предметом обсуждения. Мы расскажем, как сделать расчет ущерба по ОСАГО, а также о единой методике расчета.

Как рассчитать ущерб при ДТП по ОСАГО

Конец 2014 года положил начало новому этапу расчета компенсации ущерба в случае возникновения страхового случая по автогражданке. Во избежание беспорядков, связанных с тем, что у различных оценочных компаний результат калькуляции убытков заметно разнился, Центральный банк Российской Федерации издал нормативные акты, которые контролируют порядок образования конечной суммы, выплачиваемой на ремонт поврежденного транспортного средства. Данные законодательные акты действуют и по сей день.

Специалисты, которые участвуют в процессе подсчета убытков, обязаны руководствоваться следующими документами:

  1. Единой методикой расчета ущерба по ОСАГО;
  2. Положением «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства»;
  3. Единой базой цен на запчасти к авто (представленная в электронном виде).

С 1 декабря 2014 года все страховые и оценочные компании России перешли на единый стандарт калькуляции убытков.

Кто может рассчитывать ущерб при ДТП

Многих автовладельцев интересует, кому же законодательство официально разрешает производить  определение суммы убытков по автогражданке?

Расчет ущерба по ОСАГО позволено осуществлять:

  • страховым компаниям и их законным представителям;
  • техникам-экспертам, с обязательным условием их аккредитации;
  • фирмам, осуществляющим инженерное освидетельствование;
  • сотрудникам судебной экспертизы.

Как становится понятно, перечень таких специалистов небольшой. Потому в том случае, если оценку ущерба производило лицо, которое не входит в категорию лиц, указанных выше, конечный результат можно легко оспорить.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Интересным фактом является то, что введение в 2014 году Единой методики расчета ущерба (сокращенно ЕМРУ) не является чем-то новым. На самом деле она существовала еще давно. Еще в 2003 году, когда обязательное страхование автогражданской ответственности только появилось в России, она уже существовала.

Однако долгое время методика находилась в разработке. Все это время законодательство не выдвигало требований использовать именно ее при расчете ущерба. Пройдя ряд глобальных доработок, преодолев множество препятствий со стороны представителей власти страны, ЕМРУ была признана стандартом, обязательным для исполнения.

Что же представляет собой данная методика? Это собрание документов, в которых отражен порядок действий экспертов и справочные базы, предоставляющие информацию по самым популярным в Российской Федерации транспортным средствам, которых сейчас насчитывается около 70 марок. Оценка, проведенная согласно их требованиям,  позволяет выдавать наиболее точный результат, приближенный к реальным суммам, необходимым для проведения ремонтных работ.

Предпосылки использования Единой методики

Введение Единого метода расчетов стало необходимым по той причине, что до изменений в законе, страховщики и эксперты могли на свой выбор применять одну из пяти общедоступных методик, определяющих порядок возмещения ущерба по ОСАГО.

А потому, зачастую складывалась такая картина:

  • страховые компании старались выбирать экспертизы, в которых калькуляция была минимальной;
  • автолюбители, напротив, искали оценщиков, которые использовали методики с максимальной суммой в итоге.

Все это приводило к постоянным судебным спорам, которые, как правило, выигрывал автовладелец.

 

Лояльность суда к страхователям повлекла еще одну огромную проблему – мошенничество. Недобросовестные клиенты подставлялись под ДТП и получали от страховщиков внушительные суммы, выбивая их в судебном порядке.

Таким же образом появились некие юристы-посредники, которые оказывали платные услуги пострадавшим в ДТП и добивались по их искам максимально возможных страховых выплат, порой вдвое превышающих первоначальную сумму, предусмотренную к возмещению ущерба.

Все это негативно сказывалось на доходах страховщиков. Чтобы поддерживать свою платежеспособность, им приходилось требовать повышения цен на ОСАГО.

Преимущества введения Единой методики

Таким образом, появление ЕМРУ одним разом решило несколько проблем.

Такое нововведение позволило:

  • снизить нагрузку работы в судебных структурах;
  • сделать отношения между страховщиками и страхователями более честными и прозрачными;
  • избегать разногласий в экспертизах, произведенных разными оценщиками;
  • стабилизировать доходность автогражданки для страховщиков;
  • уменьшить количество мошеннических действий в области автострахования;
  • приблизиться к стандартам автострахования мирового уровня.

Внедрение ЕМРУ однозначно было своевременным и правильным решением, положительно повлиявшим на весь процесс расчета убытков.

От чего зависит стоимость ремонта

Пожалуй, основным критерием, влияющим на стоимость восстановительного ремонта, является регион проживания автовладельца. Связано это с тем, что рыночные цены в различных городах порой существенно отличаются друг от друга.

Чтобы уравновесить данное различие, было принято решение поделить Россию на 13 зон, в каждой из которых своя электронная база цен. Специалисты Российского Союза Автостраховщиков утверждают, что цены на запчасти и нормо-часы установлены в соответствии с рыночными расценками. Но, к сожалению, на практике и по сей день возникают несоответствия.

Из чего же складывается компенсация, предназначенная для восстановления поврежденного авто?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо разложить всю выплату на составляющие.

В выплату включается:

  • стоимость поврежденных в результате аварии запчастей транспортного средства, подлежащих замене;
  • цена ремонта запчастей, которые подлежат восстановлению;
  • расценки нормо-часа в соответствии с территорией, где произошло ДТП;
  • минус износ пострадавших деталей.

Считается, что именно при таком подсчете сумма, полученная в результате будет максимально приближена к реальным затратам на восстановительный ремонт.

Как рассчитать размер ущерба при ДТП по РСА

После введения в работу ЕМРУ, страхователям больше не приходится переживать, что недобросовестный страховщик целенаправленно занизит стоимость. Абсолютно все оценщики, будь то работники страховой организации или сотрудники независимой экспертизы, используют в своих расчетах электронную ценовую базу автозапчастей от РСА.

Соответственно пересчитывать сумму компенсации за отделом урегулирования убытков, даже если ОСАГО не покрывает ущерб, не имеет никакого смысла. Не стоит на это зря выкидывать деньги и тратить время.

А вот на что действительно важно обратить внимание, так это на то, что в акте, описывающем повреждения машины, должны быть учтены все испорченные детали. Если что-то не будет описано, то и в расчете на страховую выплату учитываться не будет.

Следует понимать, что при проведении оценки с использованием базы РСА, эксперты в обязательном порядке учтут и износ поврежденных деталей. Данный показатель измеряется в процентах и основными факторами, влияющими на его уровень, являются срок эксплуатации автомобиля и его пробег.

Откроем вам еще несколько фактов об износе деталей, которые полезно знать каждому автовладельцу:

  1. Если повреждена деталь, неисправность которой препятствует использованию автомобиля, износ будет равен нулю.
  2. При наличии сильной коррозии на оцениваемом агрегате, его изношенность составит 100%.
  3. Износ шин рассчитывается следующим образом: от высоты рисунка протектора новой запчасти необходимо отнять имеющуюся высоту на поврежденном колесе. Затем разделить полученную сумму на высоту протектора новой шины за минусом самой маленькой разрешенной величины износа. Результат умножается на 100%.

 

Несмотря на массу плюсов, появившихся в связи с введением в работу электронной ценовой базы РСА, достичь результата, который бы устраивал обе стороны договора страхования, пока не удается. Виной тому десяти процентная погрешность в расчетах ущерба, допуск которой подтвержден официально.

Так что даже в случае обращения в суд, вероятность того, что потерпевшему насчитают иную сумму компенсации, размер которой будет на 10% выше, очень мала. Это связано с тем, что судебные эксперты обязаны использовать ту же методику расчета, что и страховщики.

Как рассчитать стоимость ремонта самостоятельно

В целях исключения хотя бы малейшего сомнения в честности расчетов профессиональных экспертов, для автовладельцев был создана возможность самостоятельно рассчитывать размер выплаты. Таким образом, любой желающий может перепроверить правильность оценки при наличии интернета под рукой.

Онлайн-сервис позволяет просчитать среднюю стоимость материалов, запчастей и нормо-часов, затраченных на работу. Чтобы получить заветные суммы, необходимо ввести определенные данные в специально отведенной форме.

Для этого страхователем вводится:

  • дата расчета;
  • экономический регион (один из 13 зон);
  • марка транспортного средства;
  • номера запасных частей (не более 3-х за один раз);
  • тип транспортного средства;
  • название производителя материалов;
  • наименование материала.

Программа автоматически обработает данные и выдаст готовый результат, который останется сравнить с итоговой суммой, указанной в экспертизе страховщика.

В завершении хотелось бы отметить следующее. Так как судебные споры далеко не всегда решаются в пользу собственника транспортного средства, решать проблему с нехваткой денежных средств, начисленных страховой компанией в качестве компенсации, можно двумя способами.

А именно:

  • заключив договор страхования КАСКО, который гарантированно покроет все необходимые расходы в случае ДТП;
  • требовать от страховщика не денежную выплату, а восстановительный ремонт, который на сегодняшний день является практически единственным способом возмещения убытков.

Если Вы попали в сложную ситуацию, связанную со страховыми выплатами после аварии, и не знаете, где искать правоту, обратитесь к нашему онлайн-юристу. Он сможет помочь в решении проблемы и даст ответы на многие вопросы. Для бесплатной консультации у него, нужно лишь записаться в специальной форме.

Подписывайтесь на наши обновления и получайте новости из мира автострахования первыми. Если статья понравилась, ставьте лайки и обязательно оставляйте комментарии, делитесь собственным опытом. Нам важно Ваше мнение и мы хотим знать, ответы на какие вопросы Вам будут интересны.

Роман Кузнецов

Журналист проекта "STRAHOVKAVED.ru"

Оцените автора
Страховкавед
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности