Что делать при банкротстве страховой компании и как получить возмещение

Ежегодно в России ликвидируются тысячи организаций. Одна из причин прекращения деятельности – финансовая несостоятельность компании. Данная ситуация влечет неприятности как для самих юридических лиц, так и их клиентов. Особенно если речь идет про банкротство страховой компании. Что делать в этом случае? У кого страхователям просить возмещения убытков?

банкротство страховой что делать клиенту

Понятие и правовое регулирование банкротства СК

Под определением «банкротство» понимается невозможность юридическим лицом исполнять финансовые обязательства: перед сотрудниками, клиентами, арендодателями и т.д. Более точное толкование термина, суть и описание процесса признания несостоятельности организации расписаны в специальном законодательном акте – Федеральный закон №127-ФЗ от 26.10.02 «О несостоятельности (банкротстве)». Именно ликвидации страховых компаний тут выделена отдельная глава под номером 9.

Важно отметить, что несостоятельность компании должна выражаться определенными критериями. Так, согласно пункту 183.16 начать процедуру признания банкротства допустимо только при соответствии одному из указанных причин:

  • Наличие долга перед кредиторами в размере от 100 тысяч рублей и не покрытие его в срок, более чем за 14 дней со дня наступления даты их исполнения.
  • Не выполнение в двухнедельный срок требования суда о взыскании со страховщика денег, вне зависимости от размера заявленной кредитором суммы.
  • Стоимость имущества компании не позволяет погасить все имеющиеся долги и обязательные платежи.
  • Платежеспособность страховой компании не была налажена во время работы временной администрации.

Важно! Соответствие ситуации одному из приведенных вариантов должно подтверждаться судом. Значит объявление банкротства допустимо только после соответствующих разбирательств.

Суть и последствия банкротства СК

Процедура признания страховой организации финансово несостоятельной требует много сил и времени. Начинается данный процесс с назначения временной администрации. Если на данном шаге подтверждается невозможность исполнения компанией своих обязательств перед кредиторами, переходят к последующим этапам: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.

Важно! Главная отличительная особенность процедуры банкротства страховой компании от признания финансовой несостоятельности фирм других сфер – наличие первого дополнительного этапа с назначением временной администрации.

Здесь именно представители специального комитета на основе проведенных контрольных мероприятий принимают решение об инициировании банкротства. В случае с юридическими лицами, ведущими деятельность в прочих отраслях, подобное решение принимается на собрании учредителей.

Что делать клиентам страховщика

Действия страхователей при банкротстве страховой фирмы и отзыва ее лицензии зависят от нескольких факторов: вида полиса, его назначения, наступления страхового случая. В первую очередь ликвидируемая организация старается сделать выплаты лицам, оформившим полисы относительно своего жизни и здоровья. Далее уделяют внимание остальным видам страховок: ОСАГО, КАСКО, ипотечное, недвижимости и т.п.

Важно! Объявление финансовой несостоятельности лишает страховую компанию возможности заключать новые договоры. Но во избежание неприятных ситуаций рекомендуется все же предварительно ознакомиться с рейтингом и надежностью страховщиков. Подробная инструкция, как это сделать,  приведена здесь.

Также страхователям будет правильно запросить информацию о передаче клиентской базы с заключенными договорами новой страховой компании. Пусть на практике подобное редко встречается, однако подобная продажа портфеля ликвидируемой организацией позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, хоть в какой-то мере возместить убытки; во-вторых – не оставить клиентов без помощи и поддержки.

Если подобная передача прав и обязанностей по договорам по оказанию услуг была произведена, то ранее полученные страховки будут действительны до истечения их срока. В противном случае – компенсация за недоиспользованный документ не предусмотрена.

Что делать при наступлении страхового случая? Куда обращаться, если договоры страхования не были переданы новой компании? Исход событий зависит от вида полиса, его предназначения. Подробная информация по каждому отдельному случаю представлена ниже.

Полис ОСАГО

Так как ОСАГО – документ обязательного вида, то с возмещением убытков при наступлении страхового случая по нему проблем не возникает. Достигается это за счет передачи обязательств по расчету с клиентами обанкротившейся фирмы Российскому Союзу Автостраховщиков.

Для получения компенсационной выплаты в данной организации потребуется проделать несколько шагов:

  • оповестить сотрудников РСА о произошедшем дорожно-транспортном происшествии;
  • обратиться к оценщикам с целью получения заключения о размере нанесенного ущерба;
  • собрать весь перечень необходимой документации и передать их в Союз.

Чаще всего у автолюбителей не возникает проблем с получением должных выплат. Если все же разногласия имеют место быть, самый верный путь – обращение в судебные инстанции.

Полис КАСКО

КАСКО – добровольный вид страхования, поэтому государство не позаботилось о легком возмещении убытков по данному виду полиса. Но возможность возврата своих «кровных» есть. Для этого рекомендуется проделать следующие манипуляции:

  • Сообщить в страховую фирму о произошедшем происшествии. Если даже компания уже объявлена банкротом, ее офисы перестали функционировать – обязательно нужно отправить пакет бумаг с уведомлением о ДТП.
  • По истечении установленного срока рассмотрения заявок, обратиться к страховщику с досудебной претензией.
  • Ответное письмо так и не поступило? Рекомендуется написать исковое заявление в суд. При этом следует указать в документе о банкротстве компании и обратиться с просьбой наложить арест на имеющиеся активы.

Делать все это рекомендуется незамедлительно. Ведь пока не израсходованы все активы банкрота, у пострадавшего будет возможность получить должную компенсацию.

Страхование ипотеки

Часто при получении кредита на покупку недвижимости требуют наличие полиса страхования. Здесь подразумевается, что от всяких рисков и непредвиденных ситуаций защищаются: собственно само жилое помещение, жизнь и здоровье заемщика, титул (право собственности на приобретаемый объект).

Значит, решение проблемы с возмещением убытков будет зависеть от возникшей проблемы: пострадал заемщик, его жилое помещение либо он потерял право на владение квартирой/домом. Каждый из возможных вариантов рассмотрен ниже.

Жизни и здоровья

Как указывалось, при ликвидации организации в связи с банкротством в первую очередь стараются распределить имеющиеся активы между клиентами, оформившими полис страхования жизни и здоровья. Это значит – получить возмещение убытков в этом случае не должно составить труда. Но следует поторопиться: выплаты будут производиться в порядке очередности обратившихся граждан.

Если застраховано имущество

Неприятная ситуация произошла с недвижимостью? Тогда рекомендуется следовать советам, описанным в подпункте с КАСКО. А именно: письменно оповестить СК о случившемся, при отсутствии ответа в определенный срок – направить досудебную претензию. Финальный шаг в решении подобного вопроса: обращение с иском в суд. Да, это не дает 100% гарантии получения компенсационной выплаты, но все же так появляется хоть небольшой шанс возместить убытки.

Куда обращаться за возмещением

Выше упоминалось, что если обанкротившаяся страховая компания передала своих клиентов новой фирме, то со всеми вопросами и проблемами следует обращаться именно к последней. Например, для продолжения действия страхового документа, с целью возмещения убытков при наступлении страхового случая и т.п.

Новый «владелец» уже имеющимся клиентам не объявился? Тогда исход событий зависит от нескольких факторов:

  • ДТП, несчастные случаи не возникали? Следует заключить новый договор страхования с надежной компанией – вернуть премию по старому полису не получится.
  • Произошла дорожная авария? Тогда выплату допустимо получить несколькими путями: обратившись к ликвидируемой страховой фирме, Российскому Союзу Автостраховщиков либо компании-страховщика виновника ДТП.
  • Возник страховой случай иного характера? Единственный способ получить компенсационную выплату – обратиться непосредственно к самой компании-банкроту.

Важно! Возместить убытки по страховому документу часто получается только у держателей ОСАГО. Объяснение этому – обязательный характер документа. Но в любом случае рекомендуется обратиться в суд: возможно, там помогут найти способы восстановить справедливость.

Сроки подачи заявления

При обращении в ликвидируемую страховую компанию с целью возместить ущерб по страховому случаю рекомендуется действовать незамедлительно. Ведь активы банкрота будут распределяться в порядке очередности: значит, у подавших заблаговременно заявления на выплату клиентов будет больше шансов получить денежные средства.

Список необходимых документов

Перед обращением в компанию (неважно – страховщику-банкроту, РСА, страховой компании нарушителя ПДД) следует подготовить следующий пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • если интересы заявителя представляет третье лицо – соответствующая доверенность;
  • документы, удостоверяющие возникновение страхового случая (справки из поликлиники, ГИБДД и пр.);
  • непосредственно сам страховой документ;
  • реквизиты расчетного счета, на который предполагается получить выплату при удовлетворении заявления.

Это не окончательный список документации, запрашиваемый страховщиками. По своему усмотрению и в зависимости от возникшей ситуации могут потребовать дополнить/изменить перечень представленных бумаг.

Насколько реально получить возмещение при банкротстве

На практике страхователям редко получается получить компенсационные выплаты по необязательным видам полисов – жизни и здоровья, ипотечного, КАСКО и т.п. Однако, не обращая внимания на отрицательную статистику, рекомендуется направить заявление с просьбой возместить убытки по несчастному случаю; при этом не забыв приложить весь перечень требуемой документации.

После регистрации подобной заявки от клиента, пострадавшее лицо включают в реестр должников страховой компании. Тогда при наличии достаточного количества активов у банкрота, компенсация страхователю обеспечена. Но часто до застрахованных лиц деньги не доходят: фирма, согласно законодательству РФ, первоначально производит оплату труда, затем закрывает задолженности по налогам. Только после совершения всех обязательных платежей переходят к возмещениям убытков по страховым документам.

Что делать, если страховая компания обанкротилась? Скорее, обратиться в суд с исковым заявлением! Как оберечь себя от неблагонадежных страховщиков? Выбирать компании с хорошими рейтингами и большим опытом работы!

Выводы

Подводя итоги вышеописанному материалу, можно сделать несколько ключевых выводов:

  • Объявление банкротства страховой фирмы происходит только через суд. Значит, компания не может избегать осуществления выплат, ссылаясь только на отсутствие денег – должно быть доказательство в виде соответствующего акта.
  • Гарантированно возместить убытки допустимо только по ОСАГО, в остальных случаях получить выплату реально только при наличии достаточного количества активов у страховой компании-банкрота.
  • Вернуть деньги за недоиспользованные полисы нельзя. Единственная возможность продлить действие полиса – переход к новому страховщику. Однако это возможно только при передаче страхового портфеля новой компании.

Остались вопросы, хотите получить консультацию юриста по данному вопросу – обращайтесь к нашим специалистам по форме на сайте! А также не забывайте ставить «лайки» и делать репост материала.

Иногда возникают ситуации, когда у СК отзывают лицензию, при этом компания не ликвидируется и не является банкротом. В этом случае обязательства по возмещению ущерба полностью ложится на «провинившуюся» фирму. Подробнее об этой ситуации можно прочитать здесь.

Ссылка на основную публикацию