Чтобы управлять финансовыми потоками страховщика, необходим менеджмент страховой компании. Риск в страховании выступает необходимым условием возникновения экономических отношений между страхователем и страховой организацией. Риск-менеджмент, текущее и стратегическое управление – необходимые методы контроля над деятельностью компании в целом и в отдельных отраслях страхования, в том числе по продуктам.
Понятие страхового менеджмента
Согласно ст. 6 закона РФ от 27.11.1992 №4015-1, страховщики обязаны осуществлять оценку страхового риска. Это необходимо, чтобы контролировать финансовую устойчивость и платежеспособность компании. Для выполнения этого условия необходимо внедрять эффективную структуру управления.
Менеджмент страховой компании представляет собой контроль над бизнес-процессами. Он необходим, чтобы страховщик укрепил финансовые отношения с клиентами, посредниками и выполнил указания контролирующего органа, ЦБ РФ.
Страховая отрасль является довольно рискованным направлением в сфере бизнеса. Например, в России в сфере автострахования деятельность компаний, занимающихся реализацией полисов ОСАГО, часто бывает убыточной (пример – кризис компании «Росгосстрах»). Поэтому страховой менеджмент в РФ только развивается и активно используется только среди компаний, которые входят в ТОП-50 страховщиков России по объему прибыли и количеству заключенных страховых договоров.
Страховой менеджмент в РФ
Недостаточно развитая культура менеджмента в страховом деле является следствием:
- Неточностей при проведении статистического анализа показателей отдельных страховых компанией, отрасли и рынка РФ в целом.
- Ошибок при актуарных расчетах. Актуарии – это специалисты, которые занимаются разработкой тарифных планов страховщика. Их услугами пользуются не все компании, а лишь крупные участники страхового рынка. Это приводит к регулярному завышению тарифов в добровольном страховании и росту монополизации.
- Финансовой безграмотности граждан. Отсутствие у клиентов знаний о появлении новых страховых продуктов не позволяет страховщикам развиваться в конкретной отрасли. Особенно тяжело приходится страховым организациям, которые можно отнести к «новичкам» бизнеса (от 3 до 12 мес. с момента регистрации и получения лицензии).
- Недостаточной заинтересованности населения в страховых продуктах. В РФ страхование только набирает популярность, а самыми рейтинговыми отраслями являются исключительно обязательные виды услуг – ОСАГО, залоговое страхование. Добровольное страхование не так востребовано, как на Западе, где почти 90% жителей ежегодно продлевают страховку жилья по собственному желанию. В РФ добровольные виды страховок популярны только в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург).
Все эти факторы влияют на стагнацию страхового менеджмента в РФ. Но есть компании, которые ежегодно стремятся к освоению новых отраслей рынка и укреплению позиций в рейтинге. Они активно развивают внутриорганизационную культуру менеджмента. Это ТОП-20 рынка, финансовые лидеры, страховщики, которым доверяют 89% клиентов рынка России.
Цели эффективного менеджмента
Целью менеджмента страховой компании является анализ и контроль финансового состояния компании с целью его стабилизации и улучшения экономических показателей. Эффективный менеджмент призван:
- Обеспечить анализ и контроль над рисками по отдельным видам продукта, отрасли и компании.
- Минимизировать частоту реализации масштабных рисков.
- Установить контроль над соблюдением норм убыточности.
- Упорядочить бизнес-процессы.
- Обеспечить стабильный прирост прибыли и соблюдение границ по показателям убыточности.
Менеджмент считается эффективным, если компания сумела преодолеть финансовый кризис, реализоваться на рынке или «выйти из тени» спустя 1-2 года после открытия.
Риск-менеджмент в СК
В страховой отрасли риск-менеджмент включает в себя 4 обязательные стадии:
- Выявление рисков. Раздел представляет собой определение и характеристику рисковых процессов, которые могут реализоваться в конкретной отрасли страхования.
- Оценка рисков. Этап характеризуется анализом частоты (вероятности) реализации риска, а также факторов, стимулирующих его возникновение в каждой отрасли и страховом продукте.
- Соблюдение принципов, норм, исполнение предписаний и построение модели. С помощью риск-менеджеров, аналитиков, актуариев и менеджеров на этапе выстраивается концепция управления рисками, цель которой – минимизация их возникновения.
- Контроль. Оценивается статистика рисков по продукту, отрасли, компании в целом и эффективность действующей финансовой политики.
Основная цель риск-менеджмента страховой компании заключается в изучении, анализе и мониторинге рисков в страховом деле, что отражается на установлении предельных величин (границ убыточности), а также принятии мер по соблюдению принятых ограничений.
Компоненты менеджмента
Система управления в страховом деле состоит из 2 значимых компонентов: стратегический и текущий менеджмент. Каждое из направлений отвечает за определенный период развития компании: в перспективе, на длительный срок, или в настоящее время.
Стратегическое управление в страховом деле
Одной из основных моделей страхового менеджмента, которая присуща крупным страховщикам – стратегическое управление. Сюда входит изучение рынка, анализ конкуренции и построение бизнес-процессов, маркетинга, концепции, корпоративной культуры и все, что способствует развитию финансовой организации в течение 1-5 лет.
Иными словами, это менеджмент в долгосрочной перспективе.
Ведущие страховые организации России, ТОП-20 рынка, регулярно используют стратегическое управление во всех сферах: личное и имущественное страхование, ответственности, перестрахование. Но для мелких страховщиков построение финансовых и иных бизнес-планов не всегда рационально. Поэтому предприятия среднего и малого звена, а также агентские конторы чаще прибегают к другой модели менеджмента страховой – текущему управлению.
Текущее управление
Текущее управление в СК состоит в основном из риск-менеджмента и финансового управления. Такой принцип построения модели позволяет страховщику молниеносно реагировать на финансовые изменения на рынке, выстраивая бизнес-процессы под влиянием новых факторов.
Текущее управление включает в себя исполнение конкретных указаний, необходимых для:
- Решения одной или нескольких бизнес-задач. Это может быть заключение договора с новым агентом или сокращение 1-2 человек в штате.
- Мгновенного улучшения финансового положения. Добавление нового онлайн-продукта на сайт, размещение рекламы.
- Создания благоприятных условий для построения планов в долгосрочной перспективе. Например, своевременная передача отчетности в ФНС и опубликование сведений на официальном ресурсе компании.
Текущее управление сопутствует решению задач стратегического менеджмента страховой компании.
Инструменты управления СК
Одним из наиболее эффективных инструментов управления СК является реинжиниринг. Он представляет собой эффективную организацию бизнес-процессов страховщика, и заключается в построении трехмерной модели.
- Первый блок – фронт-офис, или все, что связано с продажами и привлечением капитала в организацию.
- Вторая часть в модели реинжиниринга называется миддл-офис. В нее входит все операционное сопровождение бизнеса.
- Третий блок посвящен разделам, которые занимаются разработкой, установкой и контролем над реализацией бизнес процессов. Это бэк-офис, в который входит IT-поддержка, финансовый блок, менеджмент персонала.
Выводы
В России менеджмент страховой компании находится на стадии становления. Его особенности:
- Состоит из двух компонентов: текущее и стратегическое управление. Российской модели рынка больше присуще текущая модель управления бизнес-процессами.
- Используется, в основном, в крупных компаниях – ТОП-20 страхового рынка.
- Позволяет анализировать, контролировать и частично влиять на финансовые риски.
Если вам понравилась статья, поставьте лайк и подпишитесь на портал. Сделайте репост, чтобы поделиться интересной новостью. Читайте далее: статья на тему «Что такое страховой риск: виды, расчет и покрытие».