Обзор ФЗ “Об основах социального страхования” и его реализация в России в 2024 году

19-го июля 1999-го года был впервые официально опубликован и в тот же день вступил в законно-юридическую силу 165-ФЗ, гласящий об основах социального страхования. С тех пор в нашей стране стала действовать государственная система социального страхования граждан, с незначительными поправками применяющаяся и по настоящий момент.

О законе

Некоторые факты о рассматриваемом законе об основах:

  • ФЗ № 165 был принят Нижней Палатой Федерального Собрания 9-го июня 1999-го, а одобрен Верхней Палатой – 2-го июля того же года;
  • состоит из 5 Глав и 29 статей;
  • официальное опубликование в первоначальной редакции состоялось в “Собрании законодательства РФ”
  • за все время в федеральный закон, гласящий об основах обязательного социального страхования, были внесены поправки 13-ю ФЗ;
  • скачать текст ФЗ № 165 и ознакомиться с ним всегда можно на нашем сайте.

Общие положения

Основные нормы, регламентирующие социальное страхование в нашей стране, представлены в Главе 1 ФЗ № 165, состоящей из 9-ти статей.

Тезисно о главных положениях:

  • под социальным страхованием понимается государственная система, направленная на уменьшение последствий снижения уровня финансовой обеспеченности граждан нашей страны (путем выплаты государством различных единовременных или ежемесячных пособий) в случае наступления неблагоприятных событий, таких как старость, болезнь, инвалидность и др.;
  • действие норм ФЗ № 165 не распространяется на обязательное госстрахование, которое применяется в отношении граждан, работающих на отдельных государственных должностях (следователи, судьи, полицейские и др.) – вместо ФЗ № 165, регулирование осуществляется соответствующим специальным законодательством (см., например, 45-ФЗ от 20-го апреля 1995-го года);
  • социальное страхование базируется на установленных в стат. 4 ФЗ № 165 основах, таких как всеобщность, обязательность данного вида страхования, устойчивость системы в целом, ее неподверженность влиянию внешних экономических факторов, жесткий государственный контроль и др.;
  • в сфере социального страхования не разрешается наличие посреднической деятельности.

Какие риски покрывает соцстрахование

В стат. 7 ФЗ № 165, гласящего об основах общеобязательного российского социального страхования, сказано, что существует всего 3 риска, покрываемых рассматриваемой государственной системой:

  • необходимость обращения гражданина в медицинскую организацию в целях получения медицинской помощи;
  • потеря гражданином дохода или иного заработка в связи с тем, что наступил страховой случай (например, инвалидность);
  • необходимость несения гражданином дополнительных денежных расходов, связанных со страховым случаем.

Важно! Риском признается предполагаемое событие, имеющее вероятностный характер наступления. Соответственно, не предполагаемое, а уже свершившееся событие, будет являться страховым случаем.

Полный перечень страховых случаев также указан в ст. 7 ФЗ № 165:

  • общеустановленный пенсионный возраст – «по старости»;
  • признание лица инвалидом;
  • утрата кормильца в семье;
  • временная нетрудоспособность (больничный);
  • производственное травмирование;
  • профзаболевание;
  • беременность, появление на свет детей;
  • присмотр за ребенком, не достигшим возраста 1,5 лет;
  • иные страховые случаи, которые установлены правовыми актами об основах отдельных разновидностей социального страхования (например, ФЗ № 125 от 24-го июля 1998-го года).

Участники социального страхования

В ст. 6 ФЗ № 165, регламентирующего основы социального страхования в нашем государстве, указано, что субъектами соцстрахования являются участники правоотношений в этой сфере, а именно:

  • страховщики;
  • страхователи;
  • застрахованные физлица;
  • иные органы, физические и юридические лица, названные в качестве субъектов (участников) в законах, регулирующих основы отдельных разновидностей соцстрахования.

Застрахованные

В аб. 4 ч. 2 стат. 6 ФЗ № 165 сказано, кто такие застрахованные лица – это российские, иностранные граждане, а также те, у кого вообще нет гражданства какой-либо страны:

  • осуществляющие трудовую деятельность по договорам, заключенным в соответствии с Главой 11 ТК РФ;
  • или обеспечивающие сами себя работой (ИП, нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие, патентные поверенные, медиаторы, самозанятые граждане, уплачивающие “Налог на профдоход”, и др.).

Внимание! Также к застрахованным относятся прочие категории лиц, указанные в ФЗ об основах конкретных разновидностей соцстрахования (члены КФХ или вообще неработающие граждане – см., например, стат. 10 ФЗ № 326 от 29-го ноября 2010-го года).

Правомочия и обязанности данных граждан определены в стат. 10 ФЗ № 165.

Застрахованные имеют следующие права:

  • своевременно и в полном размере получать страховое возмещение (пособие);
  • защищать свои интересы в профсоюзе или через суд;
  • получать открытые сведения о функционировании системы страхования и страховщиках;
  • вносить пожелания о тарифах страховых взносов через профсоюзы во внебюджетные фонды или непосредственно в Правительство.

Обязанности:

  • предоставлять документацию по страховому случаю в соответствии с законами;
  • уплачивать взносы со своего заработка.

Страхователи

Страхователями, согласно аб. 2 ч. 2 стат. 6 ФЗ № 165, признаются физические или юридические лица, на которых соответствующими ФЗ об основах конкретных разновидностей социального страхования возложена обязанность:

  • по удержанию и перечислению в бюджет страховых взносов за застрахованных лиц;
  • а в отдельных случаях – еще и по выплате единовременных или ежемесячных пособий в связи со страховым случаем (например, пособий по временной нетрудоспособности).

Как правило, страхователями являются ИП или организации, выплачивающие заработную плату или иное вознаграждение для физических лиц. Но в отдельных случаях страхователями могут быть также органы исполнительной или местной власти (например, в отношении неработающих граждан по ОМС).

Правомочия и обязанности страхователей определены в ст. 12 ФЗ № 165.

Страхователи имеют следующие права:

  • на судебную защиту своих интересов;
  • на участие в управлении системой ОСС;
  • на внесение пожеланий об изменении тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды или в Правительство;
  • на бесплатное информирование страховщиком о нормативно-правовой базе, регулирующей ОСС.

Обязанности:

  • вставать на учет в ПФР, ФСС, ФОМС;
  • представлять отчетность в ПФР, ФСС и ФОМС о застрахованных;
  • удерживать страховые взносы с заработной платы работников;
  • выплачивать страховые компенсации в случаях, если обязанность по их выплате возложена ФЗ об основах конкретной разновидности социального страхования именно на страхователя, а не на ПФР, ФСС или ФОМС.

Страховщики

Согласно аб. 3 ч. 2 ст. 6 ФЗ № 165, страховщиками в сфере социального страхования признаются организации – как коммерческие, так и некоммерческие – созданные с целью обеспечить права застрахованных на получение единовременных или периодических выплат в связи со страховыми случаями.

Обычно страховщиками являются:

  • ФСС;
  • ФОМС;
  • ПФР.

Правомочия и обязательства страховщиков указаны в ст. 11 ФЗ № 165.

У внебюджетных фондов существуют следующие права:

  • обращаться в суды с регрессными исками к причинителям ущерба;
  • осуществлять постановку на учет лиц, добровольно решивших вступить в отношения по ОСС;
  • взыскивать пени за просрочку уплаты страховых взносов;
  • проверять документацию по страховому случаю и проводить экспертизы в целях проверки факта его наступления.

Обязанности:

  • бесплатно оповещать страхователей о последних изменениях в законодательной базе ОСС;
  • осуществлять надзор за правильностью выплат страховых возмещений;
  • регистрировать страхователей, если такая регистрация обязательна по закону, и вести их учет;
  • обеспечивать сбор взносов, контролировать их правильное начисление;
  • публиковать информацию о своей деятельности и финансовом состоянии.

Система социального страхования в России

 

ФЗ № 165 создал успешно функционирующую систему, которая работает по достаточно простому механизму:

  • граждане устраиваются на работу;
  • работодатели встают на учет в территориальных внебюджетных фондах в качестве страхователей;
  • каждый месяц работодатели уплачивают за свой персонал страховые взносы в порядке и на условиях, указанных в Главе 34 НК РФ и иных законах;
  • указанные взносы вместе с иными источниками формируют бюджет соответствующего внебюджетного фонда;
  • работник, у которого произошел страховой случай (роды, беременность, профессиональная травма и др.), обращается к своему работодателю или непосредственно в фонд, подает заявление и документы, подтверждающие соответствующие обстоятельства, и получает денежную выплату из средств бюджета внебюджетного фонда.

Из вышеуказанного становится ясно, что система ОСС функционирует по схожему алгоритму по сравнению с частными страховыми системами, то есть имеет место быть:

  • наличие у всех застрахованных лиц страхового риска, имеющего вероятность наступления менее 100 %;
  • перераспределение средств участников системы в пространстве и во времени;
  • 100 % гарантия получения выплаты при страховом случае.

Фонды соцстрахования

Вопросы формирования бюджетов социального страхования регулируются:

  • общими положениями, представленными в Главе 4 ФЗ № 165;
  • специальными нормами, указанными в ФЗ о соответствующем виде социального страхования (см., например, ст. 4.6. ФЗ № 255).

В ФЗ № 165 указаны следующие тезисы относительно формирования фондов денежных средств в сфере соцстрахования:

  • правовая основа для формирования бюджета фонда – специальный федеральный закон;
  • соответствующий ФЗ принимается за 1-2 месяца до наступления очередного финансового года (например, в декабре 2023-го года – на 2024-й год);
  • в соответствующем ФЗ содержатся сведения о бюджете не только на очередной финансовый год, но и на 2 следующих за ним плановых периода;
  • внесение законопроекта о бюджете производится на основе норм БК РФ;
  • средства бюджетов ФСС, ПФР и ФОМС никогда не изымаются принудительно и не являются составной частью иных бюджетов (местных, региональных или федеральных), что гарантирует их стабильность и независимость.

Откуда в фонд поступают деньги

В ст. 17 ФЗ № 165 указано, что фонд формируется из средств, поступающих из установленного перечня источников.

Основой бюджета являются страховые взносы. Дополнительными источниками признаются:

  • прибыль от инвестирования, полученная в результате размещения свободных средств фондов социального страхования в различных доходных инструментах;
  • деньги, которые получают внебюджетные фонды в результате предъявленных ими регрессных требований к причинителю ущерба, по вине которого и наступил страховой случай;
  • штрафы и пени, назначаемые за несвоевременную уплату страховых взносов;
  • межбюджетные трансферты, направленные на покрытие дефицита бюджета внебюджетного фонда;
  • иные источники, которые не являются запрещенными согласно российскому законодательству.

Как назначается и выплачивается возмещение

В ст. 22 ФЗ № 165 сказано, что назначение единовременного или периодически выплачиваемого страхового возмещения осуществляется при наличии факта наступления страхового случая, подтвержденного в документальном порядке.

В этой же статье сказано, что порядок назначения пособий и выплат определяется ФЗ о соответствующем виде соцстрахования. Например, основы порядка назначения больничного пособия и по беременности и родам описаны в ст. 13 ФЗ № 255.

В некоторых случаях, выплата страховых возмещений осуществляется в силу законов, перечисленных в ФЗ об основах конкретного типа социального страхования. Примером может служить ст. 9 ФЗ № 167, где сделана отсылка на:

Кто устанавливает тарифы

Что касается того, как дифференцируются размеры выплачиваемого страхового возмещения, то конкретные суммы зависят от:

  • вида произошедшего страхового случая (старость, инвалидность, временная нетрудоспособность и др.);
  • выполнения или невыполнения условий, указанных в ФЗ об основах конкретных видов соцстрахования.

Примеры:

  • размер пенсии по старости определяется исходя из ИПК, а ИПК, в свою очередь, зависит от размера уплаченных за жизнь страховых взносов на ОПС;
  • размер больничного пособия зависит от суммы среднего заработка застрахованного лица и от его страхового стажа на момент обращения;
  • размер пособия по родам и беременности зависит от того, работает ли женщина или нет – если работает, то зависит от среднего заработка, если не работает, то пособие зависит от категории (студентка вуза, военнослужащая, безработная) этой женщины и устанавливается лицам одной и той же категории в твердой сумме.

Важно! Иногда размеры пособий не зависят ни от чего и выплачиваются одинаково для всех (например, пособие на погребение).

Контроль над системой

Контроль и надзор за основами системы ОСС управомочены осуществлять:

  • в общей части – Правительство Российской Федерации на основании Конституции и иных правовых актов, регулирующих сферу ОСС;
  • Центральный Банк РФ – в части контроля за финансовой деятельностью внебюджетных фондов (ч. 1 ст. 14 ФЗ № 165, ч. 3 ст. 30 Закона РФ № 4015-1 от 27-го ноября 1992-го года);
  • профсоюзы – в части профсоюзного надзора за использованием средств ОСС (ч. 2 ст. 14 ФЗ № 165, ч. 3 ст. 15 ФЗ № 10 от 12-го января 1996-го года);
  • ФНС – в части нормативно-правового регулирования и выработки государственной политики по администрированию страховых взносов по соцстрахованию на ОПС, ОМС и ВНиМ.

Куда обращаться, если нарушаются права граждан

В ст. 27 ФЗ № 165 сказано, куда необходимо обращаться страхователю или застрахованному гражданину в случае нарушения их законных прав.

Внимание! Сначала по любому вопросу необходимо обращаться в местный отдел страховщика с письменным заявлением – устные претензии никакого действия не имеют. В период до 10 рабочих дней обращение должно быть рассмотрено фондом, еще в течение 5 рабочих дней о принятом решении должны сообщить.

Если гражданин не согласен с решением территориального фонда, то можно идти дальше в вышестоящие инстанции по выбору заявителя:

  • в Центральном Аппарате фонда;
  • или в судебном органе по подведомственности и подсудности.

Как государство гарантирует работоспособность системы

Государством гарантируется полная работоспособность основ системы ОСС вне зависимости от каких-либо внешних экономических, политических, социальных или прочих факторов.

В целях обеспечения функционирования системы ОСС и ее стабильности, законодательством об основах государственного обязательного социального страхования предусматриваются следующие меры:

  • издание в установленном порядке разъяснений, адресованных государственным, муниципальным органам, гражданам и организациям, в целях единообразного применения норм ФЗ № 165 и иных законодательных актов в сфере ОСС на территории РФ;
  • четкое разграничение полномочий, прав и обязанностей субъектов ОСС;
  • регламентация принципов, обязательных к соблюдению всеми участниками системы;
  • установление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусматриваемых в проекте ФЗ о бюджете конкретного внебюджетного фонда на очередной год и плановый период (при нехватке денежных средств на выплату страхового обеспечения) (ст. 24 ФЗ № 165);
  • недопущение нецелевого использования средств, а в случае выявления такого факта – привлечение соответствующих должностных лиц к ответственности (ч. 2 ст. 19 ФЗ № 165).

Итак, в РФ действует система социального страхования, основы которой представлены в ФЗ № 165 и в смежных нормативно-правовых актах. Прочли статью, но остались вопросы? Решение всегда найдет наш юрист – спросить его можно, написав в чат.

Поблагодарить нас за полезную информацию просто – достаточно поставить лайк, сделать репост или прочитать наш другой полезный материал – например, про сущность медицинского страхования.

Роман Кузнецов

Журналист проекта "STRAHOVKAVED.ru"

Оцените автора
Страховкавед
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности