19-го июля 1999-го года был впервые официально опубликован и в тот же день вступил в законно-юридическую силу 165-ФЗ, гласящий об основах социального страхования. С тех пор в нашей стране стала действовать государственная система социального страхования граждан, с незначительными поправками применяющаяся и по настоящий момент.
- О законе
- Общие положения
- Какие риски покрывает соцстрахование
- Участники социального страхования
- Застрахованные
- Страхователи
- Страховщики
- Система социального страхования в России
- Фонды соцстрахования
- Откуда в фонд поступают деньги
- Как назначается и выплачивается возмещение
- Кто устанавливает тарифы
- Контроль над системой
- Куда обращаться, если нарушаются права граждан
- Как государство гарантирует работоспособность системы
О законе
Некоторые факты о рассматриваемом законе об основах:
- ФЗ № 165 был принят Нижней Палатой Федерального Собрания 9-го июня 1999-го, а одобрен Верхней Палатой – 2-го июля того же года;
- состоит из 5 Глав и 29 статей;
- официальное опубликование в первоначальной редакции состоялось в “Собрании законодательства РФ”
- за все время в федеральный закон, гласящий об основах обязательного социального страхования, были внесены поправки 13-ю ФЗ;
- скачать текст ФЗ № 165 и ознакомиться с ним всегда можно на нашем сайте.
Общие положения
Основные нормы, регламентирующие социальное страхование в нашей стране, представлены в Главе 1 ФЗ № 165, состоящей из 9-ти статей.
Тезисно о главных положениях:
- под социальным страхованием понимается государственная система, направленная на уменьшение последствий снижения уровня финансовой обеспеченности граждан нашей страны (путем выплаты государством различных единовременных или ежемесячных пособий) в случае наступления неблагоприятных событий, таких как старость, болезнь, инвалидность и др.;
- действие норм ФЗ № 165 не распространяется на обязательное госстрахование, которое применяется в отношении граждан, работающих на отдельных государственных должностях (следователи, судьи, полицейские и др.) – вместо ФЗ № 165, регулирование осуществляется соответствующим специальным законодательством (см., например, 45-ФЗ от 20-го апреля 1995-го года);
- социальное страхование базируется на установленных в стат. 4 ФЗ № 165 основах, таких как всеобщность, обязательность данного вида страхования, устойчивость системы в целом, ее неподверженность влиянию внешних экономических факторов, жесткий государственный контроль и др.;
- в сфере социального страхования не разрешается наличие посреднической деятельности.
Какие риски покрывает соцстрахование
В стат. 7 ФЗ № 165, гласящего об основах общеобязательного российского социального страхования, сказано, что существует всего 3 риска, покрываемых рассматриваемой государственной системой:
- необходимость обращения гражданина в медицинскую организацию в целях получения медицинской помощи;
- потеря гражданином дохода или иного заработка в связи с тем, что наступил страховой случай (например, инвалидность);
- необходимость несения гражданином дополнительных денежных расходов, связанных со страховым случаем.
Важно! Риском признается предполагаемое событие, имеющее вероятностный характер наступления. Соответственно, не предполагаемое, а уже свершившееся событие, будет являться страховым случаем.
Полный перечень страховых случаев также указан в ст. 7 ФЗ № 165:
- общеустановленный пенсионный возраст – «по старости»;
- признание лица инвалидом;
- утрата кормильца в семье;
- временная нетрудоспособность (больничный);
- производственное травмирование;
- профзаболевание;
- беременность, появление на свет детей;
- присмотр за ребенком, не достигшим возраста 1,5 лет;
- иные страховые случаи, которые установлены правовыми актами об основах отдельных разновидностей социального страхования (например, ФЗ № 125 от 24-го июля 1998-го года).
Участники социального страхования
В ст. 6 ФЗ № 165, регламентирующего основы социального страхования в нашем государстве, указано, что субъектами соцстрахования являются участники правоотношений в этой сфере, а именно:
- страховщики;
- страхователи;
- застрахованные физлица;
- иные органы, физические и юридические лица, названные в качестве субъектов (участников) в законах, регулирующих основы отдельных разновидностей соцстрахования.
Застрахованные
В аб. 4 ч. 2 стат. 6 ФЗ № 165 сказано, кто такие застрахованные лица – это российские, иностранные граждане, а также те, у кого вообще нет гражданства какой-либо страны:
- осуществляющие трудовую деятельность по договорам, заключенным в соответствии с Главой 11 ТК РФ;
- или обеспечивающие сами себя работой (ИП, нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие, патентные поверенные, медиаторы, самозанятые граждане, уплачивающие “Налог на профдоход”, и др.).
Внимание! Также к застрахованным относятся прочие категории лиц, указанные в ФЗ об основах конкретных разновидностей соцстрахования (члены КФХ или вообще неработающие граждане – см., например, стат. 10 ФЗ № 326 от 29-го ноября 2010-го года).
Правомочия и обязанности данных граждан определены в стат. 10 ФЗ № 165.
Застрахованные имеют следующие права:
- своевременно и в полном размере получать страховое возмещение (пособие);
- защищать свои интересы в профсоюзе или через суд;
- получать открытые сведения о функционировании системы страхования и страховщиках;
- вносить пожелания о тарифах страховых взносов через профсоюзы во внебюджетные фонды или непосредственно в Правительство.
Обязанности:
- предоставлять документацию по страховому случаю в соответствии с законами;
- уплачивать взносы со своего заработка.
Страхователи
Страхователями, согласно аб. 2 ч. 2 стат. 6 ФЗ № 165, признаются физические или юридические лица, на которых соответствующими ФЗ об основах конкретных разновидностей социального страхования возложена обязанность:
- по удержанию и перечислению в бюджет страховых взносов за застрахованных лиц;
- а в отдельных случаях – еще и по выплате единовременных или ежемесячных пособий в связи со страховым случаем (например, пособий по временной нетрудоспособности).
Как правило, страхователями являются ИП или организации, выплачивающие заработную плату или иное вознаграждение для физических лиц. Но в отдельных случаях страхователями могут быть также органы исполнительной или местной власти (например, в отношении неработающих граждан по ОМС).
Правомочия и обязанности страхователей определены в ст. 12 ФЗ № 165.
Страхователи имеют следующие права:
- на судебную защиту своих интересов;
- на участие в управлении системой ОСС;
- на внесение пожеланий об изменении тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды или в Правительство;
- на бесплатное информирование страховщиком о нормативно-правовой базе, регулирующей ОСС.
Обязанности:
- вставать на учет в ПФР, ФСС, ФОМС;
- представлять отчетность в ПФР, ФСС и ФОМС о застрахованных;
- удерживать страховые взносы с заработной платы работников;
- выплачивать страховые компенсации в случаях, если обязанность по их выплате возложена ФЗ об основах конкретной разновидности социального страхования именно на страхователя, а не на ПФР, ФСС или ФОМС.
Страховщики
Согласно аб. 3 ч. 2 ст. 6 ФЗ № 165, страховщиками в сфере социального страхования признаются организации – как коммерческие, так и некоммерческие – созданные с целью обеспечить права застрахованных на получение единовременных или периодических выплат в связи со страховыми случаями.
Обычно страховщиками являются:
- ФСС;
- ФОМС;
- ПФР.
Правомочия и обязательства страховщиков указаны в ст. 11 ФЗ № 165.
У внебюджетных фондов существуют следующие права:
- обращаться в суды с регрессными исками к причинителям ущерба;
- осуществлять постановку на учет лиц, добровольно решивших вступить в отношения по ОСС;
- взыскивать пени за просрочку уплаты страховых взносов;
- проверять документацию по страховому случаю и проводить экспертизы в целях проверки факта его наступления.
Обязанности:
- бесплатно оповещать страхователей о последних изменениях в законодательной базе ОСС;
- осуществлять надзор за правильностью выплат страховых возмещений;
- регистрировать страхователей, если такая регистрация обязательна по закону, и вести их учет;
- обеспечивать сбор взносов, контролировать их правильное начисление;
- публиковать информацию о своей деятельности и финансовом состоянии.
Система социального страхования в России
ФЗ № 165 создал успешно функционирующую систему, которая работает по достаточно простому механизму:
- граждане устраиваются на работу;
- работодатели встают на учет в территориальных внебюджетных фондах в качестве страхователей;
- каждый месяц работодатели уплачивают за свой персонал страховые взносы в порядке и на условиях, указанных в Главе 34 НК РФ и иных законах;
- указанные взносы вместе с иными источниками формируют бюджет соответствующего внебюджетного фонда;
- работник, у которого произошел страховой случай (роды, беременность, профессиональная травма и др.), обращается к своему работодателю или непосредственно в фонд, подает заявление и документы, подтверждающие соответствующие обстоятельства, и получает денежную выплату из средств бюджета внебюджетного фонда.
Из вышеуказанного становится ясно, что система ОСС функционирует по схожему алгоритму по сравнению с частными страховыми системами, то есть имеет место быть:
- наличие у всех застрахованных лиц страхового риска, имеющего вероятность наступления менее 100 %;
- перераспределение средств участников системы в пространстве и во времени;
- 100 % гарантия получения выплаты при страховом случае.
Фонды соцстрахования
Вопросы формирования бюджетов социального страхования регулируются:
- общими положениями, представленными в Главе 4 ФЗ № 165;
- специальными нормами, указанными в ФЗ о соответствующем виде социального страхования (см., например, ст. 4.6. ФЗ № 255).
В ФЗ № 165 указаны следующие тезисы относительно формирования фондов денежных средств в сфере соцстрахования:
- правовая основа для формирования бюджета фонда – специальный федеральный закон;
- соответствующий ФЗ принимается за 1-2 месяца до наступления очередного финансового года (например, в декабре 2023-го года – на 2024-й год);
- в соответствующем ФЗ содержатся сведения о бюджете не только на очередной финансовый год, но и на 2 следующих за ним плановых периода;
- внесение законопроекта о бюджете производится на основе норм БК РФ;
- средства бюджетов ФСС, ПФР и ФОМС никогда не изымаются принудительно и не являются составной частью иных бюджетов (местных, региональных или федеральных), что гарантирует их стабильность и независимость.
Откуда в фонд поступают деньги
В ст. 17 ФЗ № 165 указано, что фонд формируется из средств, поступающих из установленного перечня источников.
Основой бюджета являются страховые взносы. Дополнительными источниками признаются:
- прибыль от инвестирования, полученная в результате размещения свободных средств фондов социального страхования в различных доходных инструментах;
- деньги, которые получают внебюджетные фонды в результате предъявленных ими регрессных требований к причинителю ущерба, по вине которого и наступил страховой случай;
- штрафы и пени, назначаемые за несвоевременную уплату страховых взносов;
- межбюджетные трансферты, направленные на покрытие дефицита бюджета внебюджетного фонда;
- иные источники, которые не являются запрещенными согласно российскому законодательству.
Как назначается и выплачивается возмещение
В ст. 22 ФЗ № 165 сказано, что назначение единовременного или периодически выплачиваемого страхового возмещения осуществляется при наличии факта наступления страхового случая, подтвержденного в документальном порядке.
В этой же статье сказано, что порядок назначения пособий и выплат определяется ФЗ о соответствующем виде соцстрахования. Например, основы порядка назначения больничного пособия и по беременности и родам описаны в ст. 13 ФЗ № 255.
В некоторых случаях, выплата страховых возмещений осуществляется в силу законов, перечисленных в ФЗ об основах конкретного типа социального страхования. Примером может служить ст. 9 ФЗ № 167, где сделана отсылка на:
Кто устанавливает тарифы
Что касается того, как дифференцируются размеры выплачиваемого страхового возмещения, то конкретные суммы зависят от:
- вида произошедшего страхового случая (старость, инвалидность, временная нетрудоспособность и др.);
- выполнения или невыполнения условий, указанных в ФЗ об основах конкретных видов соцстрахования.
Примеры:
- размер пенсии по старости определяется исходя из ИПК, а ИПК, в свою очередь, зависит от размера уплаченных за жизнь страховых взносов на ОПС;
- размер больничного пособия зависит от суммы среднего заработка застрахованного лица и от его страхового стажа на момент обращения;
- размер пособия по родам и беременности зависит от того, работает ли женщина или нет – если работает, то зависит от среднего заработка, если не работает, то пособие зависит от категории (студентка вуза, военнослужащая, безработная) этой женщины и устанавливается лицам одной и той же категории в твердой сумме.
Важно! Иногда размеры пособий не зависят ни от чего и выплачиваются одинаково для всех (например, пособие на погребение).
Контроль над системой
Контроль и надзор за основами системы ОСС управомочены осуществлять:
- в общей части – Правительство Российской Федерации на основании Конституции и иных правовых актов, регулирующих сферу ОСС;
- Центральный Банк РФ – в части контроля за финансовой деятельностью внебюджетных фондов (ч. 1 ст. 14 ФЗ № 165, ч. 3 ст. 30 Закона РФ № 4015-1 от 27-го ноября 1992-го года);
- профсоюзы – в части профсоюзного надзора за использованием средств ОСС (ч. 2 ст. 14 ФЗ № 165, ч. 3 ст. 15 ФЗ № 10 от 12-го января 1996-го года);
- ФНС – в части нормативно-правового регулирования и выработки государственной политики по администрированию страховых взносов по соцстрахованию на ОПС, ОМС и ВНиМ.
Куда обращаться, если нарушаются права граждан
В ст. 27 ФЗ № 165 сказано, куда необходимо обращаться страхователю или застрахованному гражданину в случае нарушения их законных прав.
Внимание! Сначала по любому вопросу необходимо обращаться в местный отдел страховщика с письменным заявлением – устные претензии никакого действия не имеют. В период до 10 рабочих дней обращение должно быть рассмотрено фондом, еще в течение 5 рабочих дней о принятом решении должны сообщить.
Если гражданин не согласен с решением территориального фонда, то можно идти дальше в вышестоящие инстанции по выбору заявителя:
- в Центральном Аппарате фонда;
- или в судебном органе по подведомственности и подсудности.
Как государство гарантирует работоспособность системы
Государством гарантируется полная работоспособность основ системы ОСС вне зависимости от каких-либо внешних экономических, политических, социальных или прочих факторов.
В целях обеспечения функционирования системы ОСС и ее стабильности, законодательством об основах государственного обязательного социального страхования предусматриваются следующие меры:
- издание в установленном порядке разъяснений, адресованных государственным, муниципальным органам, гражданам и организациям, в целях единообразного применения норм ФЗ № 165 и иных законодательных актов в сфере ОСС на территории РФ;
- четкое разграничение полномочий, прав и обязанностей субъектов ОСС;
- регламентация принципов, обязательных к соблюдению всеми участниками системы;
- установление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусматриваемых в проекте ФЗ о бюджете конкретного внебюджетного фонда на очередной год и плановый период (при нехватке денежных средств на выплату страхового обеспечения) (ст. 24 ФЗ № 165);
- недопущение нецелевого использования средств, а в случае выявления такого факта – привлечение соответствующих должностных лиц к ответственности (ч. 2 ст. 19 ФЗ № 165).
Итак, в РФ действует система социального страхования, основы которой представлены в ФЗ № 165 и в смежных нормативно-правовых актах. Прочли статью, но остались вопросы? Решение всегда найдет наш юрист – спросить его можно, написав в чат.
Поблагодарить нас за полезную информацию просто – достаточно поставить лайк, сделать репост или прочитать наш другой полезный материал – например, про сущность медицинского страхования.