Что такое Финансовая санкция по ОСАГО: как рассчитать и получить

Штрафы и санкции за неправомерные действия ожидают не только автомобилистов, но и самих страховщиков. Закон РФ защищает интересы страхователей и предусматривает административное наказание не только для страхователей за езду без ОСАГО, но и для каждого из участников обязательного страхования за невыполнение своих обязательств. Финансовая санкция по ОСАГО вменяется страховщику за невыплату компенсации по страховому случаю и отсутствие обоснованного отказа в возмещении ущерба.

Что это такое вопрос

Страховая компания обязана дать обоснованный отказ либо выплатить компенсацию по ОСАГО пострадавшей стороне в отведённый законом срок. В противном случае страховщик обязан ответить за свои действия согласно действующему законодательству. Ему вменяется административное наказание, штраф за невыплату страховки по автогражданке – финансовая санкция.

Финансовая санкция подразумевает взыскание штрафа в денежной форме со страховой компании, если последняя не выполняет возложенных на неё обязательств перед клиентами. Страхователь имеет право требовать назначения этого наказания только в том случае, когда СК нарушает сроки предоставления ему мотивированного отказа в выплате компенсации по произошедшему страховому случаю. Вменение финансовой санкции регулируется п.21 ст. 12 Законом ФЗ № 40 «Об ОСАГО» от 25.04.2002.

Полезно знать! Не стоит путать финансовую санкцию с неустойкой. Это разные меры пресечения, которые вменяются страховщику в зависимости от сложившейся ситуации.

Как произвести расчет финансовой претензии по ОСАГО

В течение двадцати календарных дней с момента подачи заявления, без учёта выходных и праздников, СК обязана дать потерпевшему направление на ремонт или выплатить ему возмещение. Страховщик должен выплатить неустойку своему клиенту в следующих случаях:

  • необоснованный и незаконный отказ в компенсации;
  • выплата возмещения в неполном размере;
  • несвоевременное и некачественное проведение ремонтных работ;
  • умышленная задержка выплаты.

Сумма неустойки за отсутствие выплаты по ОСАГО выплачивается в размере 0,5% от суммы страхового возмещения.

Что касается финансовой санкции, то она назначается, когда СК не только не выплатила возмещение, но и не направила клиенту обоснованный отказ. Следовательно, к неустойке добавляется финансовая санкция. Штраф назначается из расчёта: 0,05% от максимальной суммы страхового возмещения по конкретному виду нанесённого вреда.

Таким образом, сумма выплаты рассчитывается следующим образом:

  • если вред причинён здоровью или жизни – 500 тыс. руб. × 0,05 ÷ 100 = 250 руб. за каждый день просрочки;
  • если ущерб нанесён имуществу – 400 тыс. руб. × 0,05 ÷ 100 = 200 руб. за каждый день просрочки.

Финансовая санкция по ОСАГО назначается со дня следующего за днём, который был последним сроком принятия решения о выплате. Она вменяется до тех пор, пока страховщик не предоставит страхователю мотивированный отказ или пока компенсацию не определят в судебном порядке.

К примеру, обращение в страховую компанию с полным пакетом документов по поводу причинения вреда имуществу направлено 15.05.2018. Отсчитываем 20 дней и получаем 03.06.2018. Теперь вспоминаем, были ли нерабочие праздничные дни в этот временной период. В этом промежутке выходных праздников не было. Отказ от СК был отправлен 25.06.2018. Получается, он просрочен на период от 04.06.2018 до 25.06.2018, что равняется 21 календарному дню. Итого, размер финансовой санкции: 200×21=4200 руб.

Полезно знать! Согласно закону, назначенная санкция, как и неустойка, не может превышать максимальную страховую сумму.

Прлонгация периода выплаты и ремонта по ОСАГО

осаго

Бывают случаи, когда продление сроков ремонта считается оправданным и законным. В следующих ситуациях страхователь не вправе требовать выплаты неустойки и взыскания финансовой санкции по ОСАГО:

  1. Ст. 12 п. 11 закона об ОСАГО гласит, что страховщик обязан рассмотреть документы и принять решение о проведении ремонта в пятидневный срок с даты поступления заявления. Однако, если страхователь нарушает установленную процедуру, не предоставляя автомобиль к осмотру, либо не подкрепляя своё обращение соответствующими документами, срок рассмотрения продлевается. Пока клиент не предъявит автомобиль или его остатки для экспертизы, он может не рассчитывать на выплату. Если ТС не предоставлено в течение 20 дней, страховщик даёт письменный отказ в проведении ремонта.
  2. Машина отогнана на ремонт, но работники автосервиса не успевают устранить повреждения в оговоренный срок. Если ремонтная организация выбрана страховщиком, но клиент вовремя уведомлён о задержке и не выражает недовольства, то это правомерно, и не является основанием для вменения финансовой санкции. Если же сервис выбран самим страхователем, а СК лишь оплатила ущерб, то эта ситуация её вообще не касается – все спорные моменты утрясаются между автомобилистом и работниками сервиса.
  3. Клиент недоволен качеством выполненных работ. Если он может доказать, что повреждения устранены не в полной мере, использованы дешёвые материалы или работы выполнены некачественно, страховая обязуется устранить все недочёты в оговоренный срок. Однако это не подкрепляется штрафом.

Совет! Любые спорные вопросы необходимо решать посредством письменной переписки. Причины, доводы и обоснования должны быть зафиксированы на бумаге, чтобы легче было доказать свою правоту, если дело дойдёт до суда.

Порядок действий при задержке выплат страховой компанией

порядок

Когда заявление и документы поданы в срок, машина предоставлена на экспертизу, а СК не собирается выплачивать компенсацию и никак это не объясняет, необходимо выполнить следующие действия:

  • направление досудебной претензии в страховую компанию;
  • подача жалобы в Центробанк РФ;
  • обращение в суд по месту жительства с иском.

Судебная практика показывает, что финансовые санкции, применённые в адрес страховщика – исключение. Обычно достаточно выполнить условия первого пункта, чтобы СК дала вразумительный ответ или назначила выплату. Поэтому сперва подаётся досудебная претензия, и если страховщик по-прежнему не идёт на контакт, необходимо действовать дальше. Рассмотрение претензии и письменный ответ должен быть дан не позднее 10 дней со дня получения претензии компанией.

Стоит отметить, что после вынесения решения суда в пользу истца, ответчик должен выплатить сумму страхового возмещения вместе с финансовой неустойкой. Если СК выдаёт клиенту только страховую сумму – это основание для подачи повторного иска.

Досудебная претензия к страховой по ОСАГО

претензия

Прежде чем подать исковое заявление в суд, страхователь должен направить в СК досудебную претензию. Это предупреждение о том, что следующим шагом страхователя будет обращение в суд, если страховщик откажет в выплате компенсации. В тексте необходимо указать наименование и адрес получателя, ФИО отправителя, суть требования, реквизиты и список прилагаемых документов, среди которых:

  • копия паспорта;
  • документ, подтверждающий право владения повреждённым ТС;
  • доверенность и копия паспорта представителя (если есть необходимость);
  • заключение независимого эксперта;
  • копия документа, подтверждающего правонарушение или отказ в возбуждении уголовного дела.

Претензия подаётся лично в отделении страховой компании. На копии документа необходимо проставить отметку о принятии – дату и подпись работника страховой, который принял пакет бумаг.

Скачать образец претензии в СК в формате doc можно прямо у нас на сайте.

Когда страховая имеет право отказать

Страховая организация может не согласиться с требованиями автомобилиста в следующих случаях:

  • досудебная претензия подана третьим лицом, а не самим клиентом и не его доверенным представителем;
  • в поданном документе нет контактов и реквизитов банковского счёта заявителя;
  • пакет документов, предоставленный клиентом, подан в неполном объёме;
  • заявитель не подал первое заявление в установленный 5-тидневный срок;
  • дело по ДТП рассматривается в суде;
  • случай не считается страховым;
  • у СК виновника нет лицензии на осуществление страховой деятельности;
  • претензия оформлена неверно.

Если последовал отказ в рассмотрении досудебной претензии, заявителю не остаётся ничего, кроме как обратиться в суд. Также не стоит забывать, что срок исковой давности по закону составляет 3 года.

Страховщику невыгодно затягивать с выплатой и доводить дело до суда, особенно если его действия неправомерны. Не стоит забывать и о том, что консультация и составление претензии грамотным юристом помогут решить вопрос, не прибегая к судебным разбирательствам. Хорошо подготовленный и юридически подкованный клиент всегда выиграет разбирательство и получит возмещение с учётом суммы финансовой санкции.

Подробнее про возмещение ущерба по ОСАГО, а также про натуральное возмещение по ОСАГО вы узнаете далее.

Просьба оценить пост и нажать лайк.

Напоминаем про возможность бесплатной консультации. Мы поможем вас с финансовой санкцией по ОСАГО и по другим вопросам. Просто заполните форму ниже. Обязательно поможем.

Ссылка на основную публикацию