Отказ в оформлении полиса ОСАГО: как быть и куда жаловаться

Купить страховку должен каждый автолюбитель, который планирует передвигаться за рулем своего транспортного средства. Однако в последнее время, в некоторых регионах, покупка обязательного бланка – это настоящее испытание. В данной статье рассмотрим детально отказ в ОСАГО как быть в такой ситуации, на каком основании страховщики могут делать отказы и как правильно отстаивать свои права. Также подробно рассмотрим, как правильно составлять претензию, если страховая компания отказывает в предоставлении обязательной услуги.

Почему страховые отказываются от ОСАГО

ОСАГО отказ как быть

Казалось бы, закон един для всех участников страхового рынка. Вот только одни «играют по правилам», в то время как другие нарушают их. Почему же страховщики отказывают в оформлении ОСАГО?

Существует несколько причин, почему клиенты получают отказ в предоставлении обязательной услуги:

Убыточный вид страхования Самая распространенная причина получения отказа возникает потому, что страховая компания пытается сократить расходы, поскольку ОСАГО является убыточным видом страхования.

Не секрет, что в некоторых компаниях сумма собранных премий равна убыткам. Поскольку страховщики не желают работать в убыток, то клиенты получают отказ, слыша многочисленные отговорки:

  • временно не работает база РСА;
  • нет интернета;
  • сбой программы.
Желание продать дополнительные страховки Не секрет, что практически все страховые компании помимо ОСАГО продают дополнительные добровольные продукты. Порой заключить договор ОСАГО без допника невозможно.

Если клиент отказывается покупать полис с дополнительным пакетом страховых продуктов, то компания выставляет отказ.

Ограниченное количество полисов Не секрет, что Центральный банк контролирует деятельность страховщиков и принимает решение, сколько бланков предоставить для оформления. Порой компания, из-за небольшого оборота, получает ограниченное количество полисов. В таком случае входящие клиенты получат отказ, поскольку бланки будут выданы:

  • постоянным или VIP клиентам;
  • юридическим гражданам (корпоративным клиентам).

Как правило, такие организации держат на контроле каждый бланк и строго фиксируют, для кого он предназначен.

Отсутствие бланков Получить отказ можно также в том случае, если в компании просто нет бланков. Как уже было сказано, компании получают фиксированное количество на конкретный срок.
Отозвана лицензия Если у компании отозвана лицензия по ОСАГО, то начиная с указанного срока, она не может продавать продукт. При этом страховщик должен сделать официальный документ и разместить его в клиентской зоне.

В документе должно быть:

  • с какого числа отозвана лицензия;
  • наложено ограничение только на выдачу новых бланков или на внесение изменений тоже;
  • электронный адрес и телефоны Центрального банка, который вынес решение.

Последний пример отказа является правомерным, в то время как другие нет. Если компания предоставляет отказ в оформлении полиса ОСАГО, то следует требовать письменное подтверждение и только после этого уходить.

Законодательство на этот счет

На первый взгляд может показаться, что рынок страхования – это отдельным мир, со своими правилами и законами. При этом правила пытаются устанавливать сами организации. Однако на самом деле государство жестко контролирует деятельность страховщиков.

Что касается закона, то в нем четко прописано, что страховщики не могут отказывать в предоставлении обязательной услуги страхования. Если компания имеет лицензию, то она обязана продать страховку без дополнительных услуг.

Также важно учитывать, что оформить продукт организация должна именно в день обращения, если клиент подготовил все необходимые документы.

Конечно, если в компании проблемы технического характера, то можно принять у клиента документы, сделать копию написанного им заявления и указать, что защита будет оформлена в течение 3 рабочих дней. Такое в рамках закона допускается, поскольку в компании могут быть сбои или неполадки, в результате которых невозможно проверить скидку по базе РСА или бланк технического осмотра.

Как зафиксировать отказ

Если вам отказали в оформлении ОСАГО неправомерно, то необходимо требовать письменное подтверждение. Важно понимать, что дать отказ может только руководитель или уполномоченный сотрудник, после получения письменного запроса.

Получается, вам необходимо:

  • написать заявление, в котором попросить предоставить отказ в письменной форме;
  • завизировать заявление у секретаря;
  • подождать несколько дней.

Страховые менеджеры, которые занимаются вопросами страхования, просто не имеют полномочий делать подобные документы. Поэтому не стоит тратить свое время и пытаться требовать с них отказ.

Если нет времени ждать, то есть другая альтернатива, с помощью которой можно зафиксировать отказ. В данном случае речь идет про:

Запись разговора на диктофон Записать разговор можно на диктофон сотового телефона. При этом совершенно необязательно предупреждать менеджера об этом, поскольку он прекратит общение или будет всяческими законными способами делать так, чтобы клиент покинул офис добровольно.
Видеосъемка В данном случае сделать запись можно на камеру мобильного телефона или видео регистратор. При этом запись необходимо сделать так, чтобы менеджер не догадался, поскольку перестанет общаться на видео и комментировать вопросы страхования.

Важно учитывать, что согласно закону вы можете делать видеозапись в любой компании. Что касается съемки сотрудника, то она возможна в том случае, если на записи не будет видно лица специалиста. Делать запись с лицом можно только после получения разрешения, как устного, так и письменного.

При этом важно, чтобы уполномоченный специалист страховой организации:

  • полностью представился: ФИО;
  • озвучил должность.

Как правило, клиенты, которые желают снять отказ на видео, приходят с помощником, которые неприметно стоит рядом и снимает на видео. Определить, снимает клиент на видео или нет порой сложно, поскольку сегодня все активно общаются через телефон в социальных сетях или смотрят иную необходимую информацию.

Куда обратиться с жалобой

Если страховая компания отказала в страховании ОСАГО, то обратиться с жалобой можно:

1. На официальный сайт страховщика.

В этом случае необходимо посетить официальный сайт страховой компании и написать жалобу через форму «Обратная связь». Если есть письменный отказ, то следует прикрепить качественную копию (фотографию).

В жалобе необходимо указать:

  • персональные данные;
  • суть обращения;
  • как были нарушены ваши права;
  • в течение какого срока просите предоставить бланк обязательной защиты;
  • каким способом связаться с вами: по телефону или отправить ответ по электронной почте.

Важно указывать сроки, в течение которых вы просите предоставить ответ.

Заявка на обратную связи в страховую

2. В Российский союз автостраховщиков.

В данном случае можно оставить жалобу на портале РСА. Это сервис контролирует деятельность страховщиков и помогает клиентам отстоять свои права. Оставить жалобу можно в свободной форме.

Жалоба в РСА

3. В Центральный банк РФ.

Также направить жалобу можно на официальном сайте Центрального банка. Для подачи жалобы необходимо посетить раздел «Ответы на вопросы» и выбрать «Интернет приемная Банка России».

В указанном разделе необходимо указать:

  • суть обращения;
  • координаты для связи.

Жалоба в Центральный банк

Как заставить страховую оформить полис ОСАГО

Многие клиенты, получив по ОСАГО отказ как быть не знают. На самом деле можно заставить страховщика оформить защиту в день обращения. Все что вам необходимо сделать:

  1. Обратиться в офис страховщика с полным пакетом документов. Помимо документов необходимо заранее скачать бланк заявления и заполнить его. Для удобства можете на нашем сайте скачать шаблон Заявление ОСАГО
  2. С собою взять помощника, который будет снимать визит на камеру.
  3. Пригрозить, что видео будет отправлено на официальный сайт РСА и ЦБ РФ.

Как правило, страховщики сразу выдают услугу, поскольку не хотят рисковать и получать штрафные санкции, которые придется оплачивать за счет собственных средств.

Если у вас продление договора на новый срок, то стоит подать документы за месяц до оформления и попросить письменно уведомить, когда необходимо прийти за страховкой. В таком случае компании не смогут отказ в оформлении бланка.

Как подать претензию на отказ в оформлении

При желании каждый автолюбитель может подать претензию, при получении отказа. Стоит учитывать, что составить документ можно как лично, так и воспользоваться услугами опытного юриста на нашем сайте. Квалифицированные сотрудники помогут составить документ согласно всем требованиям.

Отправить претензию можно:

  1. В центральный офис страховой компании. Это хорошая возможность урегулировать конфликт мирным путем.
  2. Если организация в установленные сроки не отвечает на претензию, то можно обращаться в суд.

Ответственность и штрафы за отказ

Необходимо понимать, что страховщик не может отказывать в предоставлении услуги. Страховщикам, которые нарушают закон, применяется штраф, в размере 50 000 рублей.

При этом необходимо понимать, что в большинстве случаев штрафные санкции оплачивает не компания, а сам менеджер, который отказал в услуге.

Такие штрафы, как правило, взимаются, если отказано в покупке из-за того, что клиент не хочет покупать дополнительные продукты или предоставлять машину на визуальный осмотр.

Что делать если нет времени разбираться

Если нет времени и желания спорить со страховой компанией и добиваться законности, то стоит просто воспользоваться услугами электронного страхования. С 2016 года услуга стала доступной от всех компаний, которые представлены на рынке финансовых услуг.

Для оформления бланка потребуется:

  1. Заполнить форму калькулятора ниже.
  2. Заполнить все разделы электронного заявления.
  3. Произвести оплату.
  4. Подписать и получить бланк на электронную почту.

Процедура страхования в режиме реального времени длится по времени не более часа. Это отличный вариант, когда бланк договора нужен срочно и без дополнительных услуг.

Также стоит учитывать, что всегда можно пойти на хитрость и согласиться на дополнительные продукты. При этом расторгнуть их и вернуть средства в полном объеме можно в течение 5 рабочих дней. В рамках закона этот срок называется периодом охлаждения, когда клиент может отказаться от продукта и забрать деньги в полном объеме.

Навязывание услуг

Как показывает практика, автовладельцу во время оформления ОСАГО навязывают такие продукты, как страхование:

  • жизни и здоровья;
  • имущества;
  • дополнительной гражданской ответственности.

Стоимость таких продуктов может составлять от 1 000 до 5 000 рублей. При этом важно понимать, что оформлять защиту или нет, должен решать сам клиент. Однако на практике все иначе и порой страхователи просто соглашаются, что получить заветный бланк договора.

Этого делать категорически нельзя, поскольку все нарушения должны фиксироваться и облагаться штрафом. Специально для этого водителям дали возможность покупать защиту дистанционно и самостоятельно выбирать условия в рамках обязательного продукта.

Подводя итог, стоит отметить, что страховщики не могут отказывать в предоставлении обязательного продукта по собственной инициативе. Если вам отказались продавать ОСАГО по ряду причин, то стоит фиксировать обращение или требовать письменный отказ. В таком случае водитель может не только после составления жалобы получить страховку, но и денежные средства в размере 50 тысяч рублей. Именно такой штраф оплачивает страховщик, который нарушает условия закона.

Также предлагаем вам поделиться своим опытом и рассказать, как получилось оформить ОСАГО в кратчайшие сроки. Оставить сообщение вы можете через форму «Добавить комментарий». Возможно, именно ваш совет поможет другому водителю купить защиту для транспортного средства.

В завершение предлагаем посмотреть видео по теме.

Ссылка на основную публикацию