Получение лицензии на страховую деятельность: кем выдается и требования в 2024

Чтобы осуществлять продажу страховых полисов на территории РФ, у компании должна быть лицензия на страховую деятельность. Разрешение выдается надзорным органом по каждому виду страхования, включая перестрахование. Сегодня подробно разберем все нюансы данного вопроса.

Закон о лицензировании страхования

лицензия на страховую деятельность получение

Лицензирование страховой деятельности в РФ регламентируется законом от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела». По закону, ни одна компания в России не имеет права заниматься страхованием и перестрахованием без получения соответствующего разрешения.

Лицензия представляет собой документ, который дает право страховщику продавать полисы и заниматься сопровождением договоров в рамках конкретного вида страхования. Если страховая компания является многофункциональной, то есть предоставляет услуги по продаже полисов в комплексе, то по каждому виду страхового дела требуется получить отдельное разрешение надзорного органа.

Требования к страховщику

Лицензии могут выдаваться только компаниям, которые соответствуют требованиям Банка России, согласно закону от 27.11.1992 №4015-1:

  1. С уставным капиталом в размере не менее 300 млн. рублей. Исключение – компании, которые осуществляют деятельность исключительно в сфере медицинского страхования. Для них лимит составляет 120 млн.
  2. Формируют страховые резервы. Это капитал, необходимый для исполнения обязательств перед владельцами полисов. Точный размер зависит от конкретного случая и рассчитывается с учетом типа полиса, конъюнктуры рынка и особенностей самой организации.
  3. Предоставляет данные о финансовой деятельности. Учитываются сведения о движении собственных средств, возможном увеличении размера уставного капитала, наличии дополнительных резервов. Анализ возможен исходя из документов внутреннего аудита, бухгалтерии и сведений ФНС России.

Образец лицензии

Документ обязан включать в себя следующие положения:

  • наименование надзорного органа – Банка России;
  • юридическое наименование организации и ее адрес;
  • деятельность и вид страховых услуг;
  • регистрационный номер юр.лица в Росреестре;
  • номер лицензии, дата выдачи и срок действия;
  • номер в реестре субъектов страхования РФ.

В документе могут быть отображены иные важные сведения, которые не противоречат указаниям Банка России. Образец страховой лицензии ниже.

Срок действия

Согласно ст. 32.5 закона РФ от 27.11.1992 №4015-1, срок действия выдаваемых Банком России лицензий для страховщиков не ограничен. Началом действия разрешения принято считать дату, следующую за днем одобрительного решения о выдаче документа.

Действие лицензии на страховую деятельность прекращается в следующих случаях:

  • Закрытие или реорганизация юридического лица. В первом случае финансовая организация полностью прекращает свою деятельность, во втором – входит в состав более крупной компании.
  • Отзыва. Он возникает по решению суда или страхового надзора – Банка России. Лицензия может быть приостановлена, а затем возобновлена, или отозвана окончательно. В последнем случае страховщик прекращает свою деятельность по причине отзыва разрешения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Покупать полис в компании с отозванной лицензией не рекомендуется, даже если вы раньше пользовались услугами этого страховщика. Деятельность фирмы в таком случае является незаконной. Владельцы полисов не могут рассчитывать на компенсацию при наступлении страхового случая, так как официально компания прекратила свою деятельность по причине отзыва лицензии.

Получение лицензии

Процесс получения разрешения на страховую деятельность в РФ состоит из нескольких этапов. После его получения страховщик может представлять услуги в рамках программы неограниченное время, если иное не прописано в документе Банка России.

Список документов

Список документов отличается в зависимости от того, кто обращается за выдачей лицензии на страховую деятельность. Согласно закону «Об организации страхового дела в РФ», соискатели на выдачу лицензии по (пере)страхованию должны представить:

  1. Заявление.
  2. Чек об оплате госпошлины (платежное поручение, иной подтверждающий документ).
  3. Устав предприятия, информацию о его утверждении.
  4. Сведения о руководстве компании, включая данные об учредителях, акционерах и директорах по отдельности.
  5. Заключение аудиторов.
  6. Справки, подтверждающие соответствие условиям для обеспечения выбранного варианта предоставления страховых услуг. Это финансовые отчеты о внесении средств акционеров, бумаги из ФНС и бухгалтерии. Требуется, чтобы сравнить достаточность объема капитала для осуществления страховой деятельности после предполагаемого получения лицензии.
  7. Бизнес-план.

СПРАВКА! Если за получением обращаются представители общества взаимного страхования (ОВЗ), вместо финансовых отчетов они приносят список всех членов с указанием имущественных интересов участников.

Список справок для брокеров и других посредников упрощен. В нем нет документов об аудите, бизнес-плана и справок из ФНС. Но посредники для получения лицензии на страховую деятельность обязаны принести документ о наличии собственного капитала в размере 3 млн. рублей. Это деньги, используемые у брокеров в качестве банковской гарантии.

Порядок действий

Чтобы получить разрешение Банка России, соискатель должен:

  1. Соответствовать условиям.
  2. Собрать представленный пакет документов.
  3. Представить справки надзорному органу.
  4. Дождаться ответа Центробанка.
  5. В случае положительного решения – сверить данные, чтобы проверить лицензию на ошибки и полноту внесенной информации.

Банк России не выдает лицензию на осуществление страховой деятельности, если компания не соответствует финансовым требованиям или допустила ошибки при представлении документов.

Повторная подача заявки возможна в течение 30 дней с момента отправки первичного пакета. Если спустя месяц соискатель не внес коррективы и не предъявил документы вновь, заявка на выдачу аннулируется, оставшиеся справки возвращаются компании.

Кто рассматривает заявку

Рассмотрением заявки о выдаче лицензии или отказе в ее получении занимается надзорный орган – Банк России. Государственный регулятор выполняет функции в сфере страхового надзора с 2013 года.

Сроки и госпошлина

Банк России рассматривает возможность выдачи документа в течение 30 дней. После принятия решения по вопросу страховщик получает уведомление в течение 5 дней, независимо от того, выдал ли Центробанк лицензию либо отказал в заявлении.

При положительном решении компания получает письменное уведомление. Оригинал документа высылается заказным письмом на юридический адрес фирмы. При отказе у страховщика есть 30 дней, чтобы внести правки и повторить попытку.

Наличие чека об уплате государственной пошлины – обязательное условие при подаче заявки. Допускается представлять следующие документы в качестве подтверждения факта платежа:

  1. Чек.
  2. Банковский ордер.
  3. Платежное поручение.
  4. Копию справки, подтверждающей онлайн-оплату.
  5. Иные чеки установленного образца с указанием реквизитов, плательщика-страховщика и суммы.

Ответственность за отсутствие лицензии

Если представители органа страхового надзора обнаружат, что финансовая организация осуществляет продажу полисов без разрешения Банка России, к компании могут быть применены различные меры взыскания вплоть до ликвидации в судебном порядке по факту мошенничества.

Штраф и запрет на проведение ряда операций в страховом деле – минимальные меры взыскания для нарушителей порядка осуществления страховой деятельности в РФ. Размер штрафа зависит от конкретного случая. Запрет связан с реализацией полисов и сопутствующих услуг по конкретной отрасли страхования, по которой у страховщика нет официальной лицензии.

Проведение проверки может быть случайным процессом, или напротив, вызвано многочисленными жалобами клиентов.

Как проверить подлинность лицензии

Если появились сомнения по поводу честности страховщика, рекомендуется проверить выданное ему Банком России разрешение. Это можно сделать следующим образом:

  1. Посмотреть единый реестр субъектов страхового дела. В списке указаны все компании, действующие на дату отчета. Обновление производится регулярно, полная информация представлена на сайте Банка России. Скачать актуальный реестр страховщиков вы можете по ссылке на нашем портале.
  2. Найти интересующую компанию и посмотреть статус лицензии – действует или отозвана.

Страховые компании обязаны оповещать клиентов о том, что у них появились финансовые трудности, в связи с чем надзорный орган имеет право наложить запрет на проведение ряда операций, или отозвать разрешение.

Но на практике страховщики предпочитают умалчивать о негативной ситуации до момента, пока об этом не узнает большая часть страхователей, или информация не будет обнародована в СМИ. Поэтому не следует считать сведения, размещенные на официальном портале страховщика, всегда достоверными.

Выводы

Лицензия на страховую деятельность – обязательное условие для всех страховщиков на территории РФ. Что следует знать всем участникам страхового рынка:

  • выдачей, отзывом разрешения занимается орган страхового надзора – Банк России;
  • лицензия выдается бессрочно, но может быть отозвана по ряду причин;
  • по каждому виду услуг требуется получить отдельное разрешение.

Поделитесь ссылкой с друзьями и подпишитесь на новости, чтобы всегда быть в курсе важных событий в мире страхования. Напоминаем, что на нашем портале вы можете бесплатно проконсультироваться у юриста.

Специально для вас – полезная статья о том, как выбрать страховую компанию.

Роман Кузнецов

Журналист проекта "STRAHOVKAVED.ru"

Оцените автора
Страховкавед
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности