В нашем государстве функционирует система обязательного социального страхования, нормативные положения о которой закреплены в 165-ФЗ от 16. 07. 1999 “Об основах…” (далее – ФЗ № 165). Основное назначение данной системы – защитить работающих, а в отдельных ситуациях – и нетрудящихся граждан – от изменения степени их доходов в связи со страховыми событиями различной специфики.
Законодательная база
Нормативная база социального страхования в РФ состоит из нижеуказанных документов (включая, но не ограничиваясь):
- ФЗ № 165;
- ФЗ № 167 от 15. 12. 2001;
- ФЗ № 255 от 29. 12. 2006;
- ФЗ № 326 от 29. 11. 2010;
- ФЗ № 125 от 24. 07. 1998;
- международные договоры и конвенции, которые имеют высшую юридическую силу над всеми российскими НПА в системе социального страхования (стат. 25 ФЗ № 165);
- иные ФЗ, а также региональные законодательные акты (стат. 2 ФЗ № 165).
Принципы соцстрахования
В России система обязательного социального страхования базируется на четко регламентированных принципах, все из которых представлены в стат. 4 ФЗ № 165:
- страховые взносы, предусмотренные НК РФ, должны уплачиваться в обязательном порядке всеми страхователями;
- доступность для всех лиц, на которых распространяется действие системы ОСС, возможности для реализации своих прав, предусмотренных законодательством;
- всесторонний общественный контроль за работой системы ОСС;
- надзор за функционированием системы со стороны Правительства;
- обеспечение устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования и ее стабильности.
Виды ОСС, входящие в систему
Система ОСС включает в себя 4 основополагающих типа соцстрахования, осуществляемого в обязательном порядке на всей территории РФ:
- медицинское страхование (ОМС);
- пенсионное страхование (ОПС);
- страховка на случай, если гражданин (-ка) заболеет или же родит ребенка;
- страховка на случай, если человек получит производственную травму во время осуществления трудовой деятельности или приобретет профессиональное заболевание.
Как работает социальное страхование в России
Основы работы соцстрахования в нашей стране можно узнать из понятия, представленного в аб. 3 ст. 1 ФЗ № 165.
Там сказано, что соцстрахование представляет собой систему юридических, организационных и экономических мероприятий, направленность которых – минимизация негативных последствий для граждан, непосредственно связанных с наступлением старости, приобретением инвалидности, беременностью, родами, временной неспособностью трудиться, профессиональными травмами на производстве и др.
Если говорить конкретнее, то система работает следующим образом:
- гражданин приобретает статус застрахованного – например, устраиваясь на работу или добровольно вступая в соответствующие правоотношения, если такая возможность предусмотрена законом;
- работодатель начинает платить за указанного гражданина страховые взносы на ОПС, ОМС, ВНиМ и на “травматизм”, тем самым гарантируя ему будущую пенсию, бесплатное медицинское обслуживание в госклиниках, выплату больничного пособия, определенную сумму денег при получении травмы на рабочем месте и др.;
- данные взносы формируют бюджет, соответственно, фондов – пенсионного (ПФР), медицинского (ФОМС) и социального (ФСС);
- у гражданина возникает страховой случай – например, утрачивание заработка в связи с пенсионным возрастом (п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ № 165);
- гражданин посещает или напрямую фонд, или своего налогового агента (работодателя) с письменным заявлением и документацией, подтверждающей страховой случай;
- гражданину назначаются выплаты за счет бюджета фонда – например, страховая пенсия согласно 400-ФЗ от 28. 12. 2013.
Участники
В силу ч. 1 ст. 6 ФЗ № 165, участники российской системы ОСС являются одновременно и субъектами.
В ч. 2 этой же статьи указано, какие именно лица признаются субъектами:
- страхователи;
- страховщики;
- застрахованные физлица;
- прочие госорганы, физлица и организации, которые поименованы в качестве субъектов в соответствующих НПА, регулирующих конкретные разновидности соцстрахования.
Застрахованные
Застрахованными в системе соцстрахования, согласно аб. 4 ч. 2 ст. 6 ФЗ № 165, являются лица, которые:
- трудятся по трудовым контрактам;
- самостоятельно обеспечивают себя местом работы и заработком – например, адвокаты, нотариусы, медиаторы и прочие.
Кроме этого, в круг застрахованных физлиц входят и прочие категории, которые поименованы в соответствующих законах об определенных видах социального страхования. Например, по ВНиМ застрахованными также признаются:
- государственные служащие;
- члены производственно-рабочих кооперативов;
- лица, которые были осуждены к лишению свободы и трудятся в колониях на условиях оплаты труда.
Страхователи
К данной категории в системе обязательного социального страхования, согласно абз. 2 ч. 2 стат. 6 ФЗ № 165, относятся физические, юрлица, на которые законом об определенном виде обязательного соцстрахования накладывается обязательство по:
- уплате страховых взносов;
- выплате отдельных типов страхового финансового обеспечения в пользу застрахованных – например, больничных пособий, по ухаживанию за ребенком и др.
Внимание! Также к указанной категории могут быть отнесены ведомства, осуществляющие исполнительную власть (например, при ОМС).
Фонды
Фондом является коммерческая или некоммерческая организация, которая создается в соответствии с НПА о конкретном типе обязательного страхования и ведет деятельность:
- по обеспечению полномочий застрахованных при наступлении страховых событий;
- по обеспечиванию функционирования финансовой системы обязательного социального страхования, по распределению полученных от источников финансирования средств;
- по выплате страхового обеспечения, если законом предусмотрена обязанность застрахованного физлица обращаться не к работодателю, а напрямую во внебюджетный фонд.
В России существует 3 некоммерческих фонда, каждый из которых осуществляет деятельность по определенному типу ОСС:
- ПФР – по ОПС;
- ФСС – по ВНиМ и страхованию от “травматизма”;
- ФОМС – по ОМС.
Финансирование и выплаты
В силу Главы 4-й ФЗ № 165, финансирование системы ОСС совершается за счет денежных средств, находящихся в бюджетах фондов. Бюджеты утверждаются ФЗ на очередной год и планируемый период.
Сами бюджеты пополняются за счет источников, перечень которых дан в ст. 17 ФЗ № 165:
- страховые взносы на обязательное социальное страхование (основной источник);
- штрафы и неустойки, начисленные за просрочку выполнения обязательств по перечислению взносов;
- средства, полученные фондом в результате предъявленного регресса к какому-либо лицу, по вине которого наступил страховой случай;
- межбюджетные финансовые трансферты, осуществляемые в случаях, установленных законами об определенных видах ОСС;
- доходы, которые были получены от вложения временно свободных финансов системы ОСС в различные инвестиционно-доходные инструменты;
- прочие источники.
Указанные источники гарантируют наполняемость бюджета соответствующего фонда, в связи с чем застрахованные приобретают возможность получения различных типов страховых выплат:
- оплата в пользу медорганизации понесенных ею издержек, связанных с оказанием медпомощи;
- пенсии по возрасту, инвалидности, потере основного кормильца;
- больничное пособие;
- пособие для матерей в связи с родами и беременностью;
- пособие по уходу за малолетним ребенком;
- выплаты в связи с НС на работе;
- прочие разновидности страхового обеспечения, предусмотренные ФЗ об определенном виде ОСС.
Важно! В силу ч. 1 стат. 22 ФЗ № 165, для получения одной или сразу нескольких указанных выплат, застрахованному нужно документально подтвердить наступление страхового события. Например, получить в учреждении медицинско-социальной экспертизы справку об установлении определенной группы инвалидности. Или взять в больнице, клинике по месту прописки листок нетрудоспособности.
Управление системой
В РФ управлением системой обязательного социального страхования в целом занимается Правительство, о чем сказано в:
- п. “в” ч. 1 стат. 114 Конституции;
- ч. 1 стат. 13 ФЗ № 165.
Исходя из ч. 2 стат. 13 ФЗ № 165, управление “на местах” производится силами страховщиков в соответствии с ФЗ о конкретных разновидностях соцстрахования.
Управление системой со стороны Правительства включает в себя:
- издание нормативно-правовых актов в сфере ОСС;
- контроль за соблюдением уже действующих НПА и установление административной, уголовной или должностной ответственности за нарушение положений законодательства;
- надзор за соблюдением прав всех субъектов системы, указанных в стат. 10, 11 и 12 ФЗ № 165;
- недопущение посреднической деятельности в системе социального страхования (ч. 3 ст. 6 ФЗ № 165);
- регулирование бюджетного и финансового процессов;
- установление ставок страховых взносов на обязательное соцстрахование;
- определение в соответствующих ФЗ целей, на которые могут направляться средства ОСС.
Итак, система ОСС действует на основании ФЗ № 165 и других НПА, регулирующих отдельные виды соцстрахования. Есть какие-либо вопросы? Предлагаем задать их в чат нашему юристу и моментально получить исчерпывающий ответ. Обязательно ставим лайки, делаем репосты и читаем наши другие полезные материалы на сайте – например, об истории соцстрахования в России и зарубежных странах.