Страхование рисков всегда сопровождается составлением соответствующего договора между страховщиком и страхователем. Это делается с целью предотвращения разногласий между сторонами в будущем. Основные пункты документа: информация об объекте страхования, стоимость полиса, права и обязанности каждого из членов договора. Если главным обязательством страховщика здесь всегда будет выступать выплата в указанные сроки положенной компенсации; то важное требование к страхователю – своевременное уведомление о страховом случае. Как и в какие сроки должен оповестить клиент о произошедшем событии страховую компанию – подробный разбор далее в статье.
- Порядок действий при страховом случае
- Уведомление о страховом случае
- Сроки уведомления
- Как правильно уведомить СК
- Образец письменного уведомления
- Уведомить через сайт компании или по телефону
- Особенности уведомления по ОСАГО
- Отказ страховой в выплате из-за уведомления
- Консультация страхового юриста онлайн
- Выводы
Порядок действий при страховом случае
Наличие полиса – это еще не гарантия получения компенсации при возникновении страхового события. Чтобы добиться перечисления положенных средств, клиенту следует выполнить все пункты алгоритма, прописанного в договоре именно для таких случаев. Далее короткая информация по основным шагам подобной инструкции:
- Уведомление о произошедшем страховом случае. Это самый первое и главное действие после возникновения ЧП. Только своевременное оповещение о случившемся позволит в дальнейшем беспрепятственно получить компенсационную выплату.
- Сбор и предоставление документов. Перечень необходимых бумаг зависит от объекта страхования, типа страхового случая и некоторых иных обстоятельств. Чаще в требуемый пакет документации входят: заявление на выплату установленного образца (можно заполнить на сайте страховщика либо при личном посещении отделения компании), паспорт заявителя, подтверждающие возникновение события и нанесенного ущерба справки/акты (из полиции, медучреждения, оценочных агентств), реквизиты счета, на который подразумевается получение выплат.
- Ожидание рассмотрения заявления и при положительном решении – получение страховой выплаты. Сроки перечисления денежных средств чаще указываются в самом договоре.
Внимание! При отказе выплачивать компенсацию в полном объеме/частично и несогласии с таким решением рекомендуется обратиться в суд. Срок для подачи иска ограничен и зависит от типа страхования. Подробнее об этом расписано здесь.
Уведомление о страховом случае
Согласно статье 961 Гражданского кодекса Российской Федерации страхователь обязан сразу же после наступления страхового события оповестить о случившемся страховую компанию. Причем уведомление должно быть произведено в установленные сроки и прописанными в договоре способами. Невыполнение данного пункта может стать причиной отказа в выплате компенсации по полученному ущербу, что прописано в пункте 2 указанного законодательного документа.
Причин для требования скорого обращения несколько:
- Желание страховой компанией предпринять меры для сокращения размера ущерба. Например, в варианте с КАСКО – посодействовать в поисках угнанного автомобиля или в более выгодной продаже пострадавшего от ДТП/вандализма и т.п. транспортного средства.
- Страховщик сможет произвести своевременный осмотр имущества. Это позволит осуществить более точную оценку ущерба и рассчитать размер будущей компенсационной выплаты. Со временем такая возможность может исчезнуть и рассчитать реальные убытки страхователя будет сложнее.
- Страховая компания сразу же по получению соответствующего оповещения сможет обратиться к перестраховщикам с целью получения страхового возмещения.
Внимание. Таким образом, своевременное уведомление страховщика о наступлении страхового случая важно и нужно обеим сторонам: клиенту – для гарантированного получения денежных средств, страховой компании это позволит минимизировать расходы.
Сроки уведомления
Если о необходимости оповестить страховую организацию о произошедшем случае знают практически все клиенты, то не всем понятен термин «незамедлительно», употребляемый в статье 961 Гражданского кодекса РФ относительно этого события. Ведь это определение каждый может трактовать по-своему.
Однако за прояснением вопроса далеко идти не надо: в пункте 1 рассматриваемого нормативного документа прописано, что сроки уведомления определяются договором страхования. При этом согласно пункту 3 этого же законодательного акта в случае с личным страхованием (если речь идет о смерти застрахованного лица/причинении вреда его здоровью) данный срок не может быть установлен меньшим 30 дней.
Важно. Таким образом, период, в течение которого страхователь должен произвести уведомление страховщика о случившемся всегда прописывается в договоре между сторонами. Поэтому до подписания документа рекомендуется внимательно ознакомиться со всеми его пунктами: это позволит избежать в дальнейшем недопонимания/разногласий.
Как правильно уведомить СК
Как и сроки уведомления о наступлении страхового случая, способы и порядок оповещения о произошедшем инциденте должны быть регламентированы страховым договором, составленным между страховщиком и страхователем. При отсутствии подобных сведений в документе клиент имеет право заявить в страховую компанию о случившемся любым образом.
Предпочтительный вариант уведомления о наступлении страхового случая – передача письменного варианта оповещения непосредственно в офисе страховщика. При этом следует попросить принимающего заявку сотрудника представить справку о получении соответствующего сообщения. Это позволит доказать свою правоту при возникновении в дальнейшем разногласий между сторонами.
Не обязательно с обращением в отделение организации нужно явиться самому страхователю: эту обязанность могут исполнить застрахованное лицо, выгодоприобретатель или доверенные ими граждане (обязательна соответствующий документ от нотариуса).
Образец письменного уведомления
Своевременное обращение к страховщику с целью извещения о наступлении страхового случая еще недостаточно для гарантированного получения компенсационной выплаты. Клиент компании должен грамотно составить само заявление-уведомление, чтобы у принимающей стороны не осталось вопросов по поводу личности обратившегося, наличию у него оформленного страхового полиса, даты и характера происшествия.
Заявитель может использовать для уведомления унифицированный бланк, предложенный самим страховщиком, либо составить сообщение собственноручно. При выборе второго варианта рекомендуется отразить в документе следующие сведения:
- информация о страхователе (ФИО, паспортные данные, контакты);
- реквизиты страхового полиса, по которому подразумевается получение выплаты;
- данные о произошедшем событии: дата, время, место, характер страхового случая.
Для удобства читателей ниже представлен образец заявления. В нем достаточно подставить свои данные и передать страховщику.
Уведомить через сайт компании или по телефону
Пусть самый эффективный способ сообщения о случившемся – посещение отделения страховой организации, но, к сожалению, он не всегда удобный и возможный. Более легко и просто уведомить страховщика можно через официальную страничку либо звонком на горячую линию. Так, например, возможность подачи онлайн-оповещения дает Росгосстрах. Для этого следует пройти на сайт компании, вверху главной странички перейти по «Страховой случай» – «Уведомить о страховом случае». Далее остается в появившемся окне заполнить все требуемые поля: после внесения необходимых данных сообщение отправиться в страховую компанию.
В Альфастраховании подобная возможность еще не реализована. Однако здесь есть иной вариант быстрого уведомления о страховом случае – звонок с мобильного на номер *0999. Причем за разговор оператор не снимет средств со счета – услуга предоставляется бесплатно.
Внимание. Узнать обо всех доступных способах оповещения страховщика можно согласно тексту договора либо на официальных сайтах компании.
Особенности уведомления по ОСАГО
Наиболее частая причина обращения клиентов в страховую компанию – это требование выплатить компенсацию в рамках ОСАГО. Поэтому следует более подробно рассмотреть особенности уведомления страховщика в этом случае.
Внимание! Обязанность виновника аварии оповестить свою страховую компанию прописана в специальном нормативном документе – законе об ОСАГО (ФЗ от 25.04.02 №40-ФЗ). Здесь же отражены другие существенные моменты, касающиеся данного вида страхования.
В первую очередь следует знать, что порядок и способ уведомления страховщика о случившемся ДТП будет зависеть от выбранного варианта регистрации аварии: с привлечением сотрудников ГАИ либо посредством самостоятельного заполнения бланка Европротокола. При выборе последнего метода у страхователя есть 5 рабочих дней после возникновения страхового случая для передачи извещения страховщику (при личном посещении отделения учреждения, путем отправки заказного письма либо факса).
Если же для регистрации дорожно-транспортного происшествия были привлечены сотрудники ГИБДД, то уведомление о случившемся должно быть произведено согласно требованиям, указанным в страховом договоре. Например, возможны варианты, когда так же требуется передача извещения; другому страховщику может быть достаточно телефонного звонка с сообщением о ЧП и т.п.
Если по каким-то причинам страховая компания отказывает в выплате компенсации, рекомендуем ознакомиться с материалом «Претензия к страховой компании по ОСАГО: образец, как составить и сроки рассмотрения в 2024 году».
Отказ страховой в выплате из-за уведомления
Согласно п. 2 статьи 961 Гражданского кодекса России несвоевременное/ненадлежащее оповещение либо вовсе отсутствие сообщений о произошедшем страховом случае дает право страховой компании отказать в выплате компенсации по ущербу. Однако есть ситуация-исключение, когда отрицательное решение можно оспорить: если страховщик мог узнать о случившемся через средства массовой информации (газеты, телевидение, радио и т.п.).
Консультация страхового юриста онлайн
Отказ страховой компании производить компенсационную выплату – редкий, но встречающийся исход при обращении страхователя за возмещением. Причем не всегда отрицательное решение правомерно и имеет действительные основания для этого. Поэтому при наличии сомнений по поводу действий страховщика рекомендуется обратиться за консультацией к страховому юристу. На нашем сайте реализована возможность обращения за помощью в режиме онлайн: это быстро и удобно.
Выводы
В заключение вышеизложенному материалу следует выделить основные моменты:
- Главное обязательство страхователя – своевременное и надлежащее оповещение страховой компании о возникновении страхового случая;
- Чаще всего срок уведомления о случившемся прописывается в договоре страхования – рекомендуется до подписания основательно ознакомиться со всеми пунктами документа;
- Рекомендуемый способ сообщения о ЧП – личный визит отделения с заявлением , где расписаны подробности произошедшего обстоятельства.
Благодарим за уделенное внимание! Будем рады «лайку» и репосту записи в социальных сетях.
Обратиться к юристу по телефону – звонок по России бесплатный. Консультации круглосуточно.