Термин страховая оговорка встречается в разных видах страхования. Под ним понимают перечень условий, предусмотренных страховым договором. Они определяют объем ответственности страховщика. Регулируют отношения сторон, когда наступает страховой случай. Оговорки института лондонских страховщиков — это английские условия, которые применяют, когда нужно застраховать груз.
Что такое оговорки института лондонских страховщиков
Чтобы разобраться, что обозначает это понятие, обратимся к истории его возникновения. Морской полис 1795 г., применяемый на Лондонском страховом рынке, постепенно терял актуальность. Страховщики начали вводить дополнительные условия, т. к. нужно было идти в ногу со временем. В 1912 г. Технический комитет разработал и предложил к применению варианты оговорок:
- «все риски»;
- «с ответственностью за частную аварию»;
- «без ответственности за частную аварию».
Они применялись вплоть до 1963 г. Далее были пересмотрены лондонской ассоциацией андеррайтеров. После переработки им дали новое название — Institute Cargo Clauses, ICC. В переводе на русский: «оговорки института лондонских страховщиков». Данная новация быстро закрепилась на страховом рынке и стала активно применяться страховщиками разных стран. На сегодня известны две ее редакции: 1982 и 2009 гг.
Внимание! Актуализация лондонских оговорок не исключает применение редакции 1982 г. Ознакомиться с их списком можно через сайт Ассоциации рынка Lloyd’s Market Association (LMA).
Таким образом, английские оговорки (ICC) — это унифицированные условия страхования грузов, разработанные ассоциацией андеррайтеров, т. е. институтом лондонских страховщиков. Они опираются на международное право и считаются общепризнанными. Именно на них базируются правила страхования, разработанные страховщиками большинства стран. Страховые компании используют лондонские оговорки в разных сочетаниях либо попросту ссылаются на них.
Основные оговорки
Английские оговорки института лондонских страховщиков1982 г. сгруппированы по степени покрытия рисков и имеют буквенное обозначение: А, В, С.
К сведению! До 1982 г. применялись иные аббревиатуры. Вместо А использовали аббревиацию AAR (all risks), вместо В — WPA (with particular average), а вместо С — FPA (free from particular average).
Оговорка А
Предполагает всестороннюю защиту от всевозможных рисков, подпадающих под страховые случаи. Сюда причисляют:
- риск гибели, повреждения груза;
- траты по общей аварии, спасанию, имевшие место по разным причинам включая предупреждение гибели груза;
- возмещение убытка в соответствующей доле ответственности страхователя, предусмотренной при столкновении по вине двух сторон.
Она обеспечивает максимальное покрытие потерь и повреждений застрахованного объекта. Поэтому ее рассматривают как покрытие от «всех рисков» и используют чаще остальных.
Оговорка В
Имеет ограничения. Покрывает только определенные риски, предусмотренные ей. Это может быть:
- пожар, взрыв;
- удар молнией;
- затопление;
- столкновение;
- посадка на мель;
- общая авария;
- повреждение груза (морской водой, а также при происшествиях до погрузки, во время ее либо при разгрузке);
- вынужденный выброс имущества за борт (при опасности, аварии);
- смывание, падение за борт груза.
При наличии франшизы страховщик освобождается от возмещения части ущерба (незначительных убытков).
Оговорка С
Предусматривает наименьшее покрытие рисков с ограниченными условиями. Покрывает риски, связанные с крушением, гибелью или повреждением груза за счет:
- общей аварии;
- огня, взрыва;
- столкновения со сторонним предметом, помимо воды;
- затопления, перевертывания;
- навигационного происшествия — посадки судна на мель;
- повреждения при происшествиях до загрузки;
- выброса груза за борт по оправданной причине (опасность, угроза аварии).
Если перечисленных позиций недостаточно, при необходимости страховщики дополняют их возможными условиями.
Применение оговорок в документах о страховании
Перечень лондонских оговорок содержат Правила страхования грузов, которые есть у каждого страховщика. Кроме этого, они, так либо иначе, фигурируют в следующих документах:
- Генеральный полис (договор) страхования.
- Страховой полис.
- Заявление страхователя.
- Страховой сертификат.
В договоре страхования оговорки перечисляют, прописывают подробно в «условиях страхования» и выделяют отдельным приложением. Например: «Приложение 3. Оговорки». В остальных документах (заявлении, полисе, сертификате) по соответствующим пунктам делают лаконичные пометки.
Например, в форме заявления помечают условие А (все риски). По пункту «условия» сертификата прописывают: «в соответствии с таким-то договором».
Важные нюансы о морском страховании
Оговорки института лондонских страховщиков по страхованию грузов — востребованная страховая защита. Они рассчитаны на потребности разных международных операторов, начиная от торговли сырьем и заканчивая продажей промышленных товаров.
Важно! В части покрытия рисков все лондонские оговорки имеют ряд исключений.
Не покрываются гибель, повреждения, траты, вызванные:
- умышленным уничтожением либо повреждением;
- военными действиями, бунтом, восстанием;
- забастовками, локаутом, прочими трудовыми конфликтами;
- финансовой несостоятельностью перевозчика;
- задержками;
- арестом, наложенным государственными органами;
- конфискацией, задержанием.
Помимо этого, не признаются страховыми случаями недостатки, дефекты застрахованного объекта, вызванные повреждениями без внешних причин. Например, стандартная потеря веса либо объема данного объекта при естественном испарении жидкости.
Страхование морских судов от Ингосстрах
Договор страхования судна с компанией Ингосстрах могут заключить заинтересованные юрлица и физлица. Согласно действующим Правилам СПАО «Ингосстрах», застраховать можно:
- Судно вместе с машинами и оборудованием.
- Корпус либо механизмы судна.
- Машины вместе с оборудованием на период эксплуатации.
- Фрахт.
- Требования, ответственность страхователя за причиненный сторонними лицами вред.
Условия, предлагаемые страховщиком: с ответственностью только «за повреждения» и только «за полную гибель» либо «за полную гибель и повреждения». По договору страховщик возмещает убытки, причиненные вследствие причин опасного, внезапного, случайного характера.
Выводы
В большинстве стран, страхуя грузы, используют оговорки, подготовленные институтом лондонских страховщиков. Обратите внимание:
- Они делятся на три группы: А (максимальное покрытие рисков), В (с ограничениями), С (минимальное покрытие).
- Применяются в следующих документах: страховых правилах, заявлении страхователя, страховом договоре, полисе и сертификате.
- Имеют исключения при покрытии рисков.
Вопросы еще есть? Обращайтесь к дежурному юристу. Ставьте лайки, делитесь актуальной информацией.
О видах морского страхования, страховщике СПАО «Ингосстрах» читайте, перейдя по ссылке.