Товарный знак и ответственность администратора домена: страхование в 2019 году

Интеллектуальная собственность в России развивается вместе с развитием технологий. Правила ГК РФ о защите средств индивидуализации сегодня можно реализовать через страхование ответственности: товарный знак, ответственность администратора домена другие варианты защиты. Сегодня разберем этот вопрос подробнее.

Что такое товарный знак

товарный знак

Товарный знак – уникальное обозначение, прикреплённое к товарам или услугам отдельного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

С помощью ТЗ покупатель может узнать продукцию конкретной фирмы. Чем популярней логотип, тем выше цена за продукт.

Виды товарного знака:

  • Словесный. Он состоит только из слов, словосочетаний, предложений или аббревиатур. Такой логотип встречается чаще всего. Известные примеры: Билайн, DHL, Philips, МТС;
  • Изобразительный. Некая эмблема, изображающая тематический рисунок. Это бывает всё что угодно: цветок, полосы, радуга, заглавная буква;
  • Комбинированный. Этот лейбл наиболее узнаваемый. На нём изображены как рисунок, так и надпись. Самые популярные: PUMA, Lacoste, wella;
  • Объёмный. Тут используют не только небольшой логотип, а ещё и особую упаковку. Bork, Вимм-Билль-Данн.

Товарный знак должен быть зарегистрирован. То есть юридическое лицо указывает другим игрокам рынка на то, что его логотип использовать больше никто не может. Защищённая законом РФ «визитная карточка» предпринимателя отмечается английской буквой R, обведённой в круг. За рубежом используют аббревиатуры SM (Service mark – сервисная марка) или TM (trade mark – торговая марка).

Как зарегистрировать ТЗ:

  1. Придумать уникальное обозначение.
  2. Определить, к какому классу МКТУ относится производимый товар или услуга.
  3. Подать документы в Роспатент.
  4. Дождаться окончания «формальной проверки» (в течение 30 дней структура принимает бумаги).
  5. Пройти проверку «экспертиза заявленного обозначения» (Роспатент удостоверяется в уникальности).
  6. Получить свидетельство о зарегистрированном ТЗ.

Важно! МКТУ состоит из 45 классов. Каждый из них обозначает конкретный вид продукции. 1-34 – товары. 35-45 – услуги.

Ответственность за незаконное использование

Только правообладатель может применять зарегистрированный им фирменный ТЗ. Подобные действия третьих лиц незаконны.

Виды ответственности:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

Разберём подробно первый вид. Он регулируется ст. 1515 ГК РФ. В связи с этой нормой при использовании чужого зарегистрированного ТЗ, тары или упаковки, нарушитель обязан уничтожить всю партию товара за личные средства и выплатить штраф.

Продукция, отмеченная чужим логотипом, называется контрафакт. Правообладатель может требовать компенсировать ущерб, нанесённый ему. Размер ответственности может варьироваться от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Конкретный  размер определяет суд с учетом стоимости контрафактного товара или стоимости интеллектуальных благ.

Проверить свой товарный знак на степень смешения со всеми другими знаками нереально, поэтому у любого производителя имеется риск наступления ответственности. Аргумент о том, что нарушитель не знак о наличии аналогичного знака, в суде не примут.

Страхование ответственности – необязательная процедура. Полис оформляется по желанию заинтересованного лица. Если сфера высококонкурентная, то лучше оформить страхование. При наличии полиса СК возместит ущерб полностью или частично.

Ответственность администратора домена

Практически у каждой компании есть страничка в интернете. Руководит этим сайтом администратор. Соответственно, всё что там происходит – находится в его ведении.

Например, интернет-магазин «***ромашки***» продает комплекты постельного белья. У сайта есть администратор и несколько контент-менеджеров, которые наполняют страницу информацией и картинками. Один из сотрудников, который отвечал за галерею, скачал фотографии с сайта другого интернет-магазина и выложил их на свой. Конкуренты обнаружили нарушение и подали на «***ромашки***» в суд. Тогда именно администратор несёт ответственность за действия менеджеров. Перед вышестоящей инстанцией будет отвечать он – и платить ему придется из своего кармана.

То есть за размещение на своём ресурсе чужой информации администратору грозит ответственность по Гражданскому Кодексу РФ:

  1. За использование ТЗ (ст.1515 ГК РФ).
  2. За нарушения частного смежного права (ст. 1311 ГК РФ).
  3. За нарушения авторского права (ст. 1301 ГК РФ).

Страхование ответственности администратора – добровольный продукт. Полис возместит убытки при судебных разбирательствах, возможный ущерб других лиц или упущенную выгоду. Зарегистрированный товарный знак доменного имени принадлежит исключительно правообладателю.

Какие риски страхуются

Договор страхования ответственности может включать следующие риски:

  • нарушение смежных прав;
  • нарушение авторских прав;
  • нарушение права обладать фирменным товарным знаком и использовать его;
  • распространение информации, компрометирующей репутацию третьего лица.

Важно! Страховая возмещает расходы на защиту по требованиям, предъявленным в связи с нарушением прав третьих лиц. Дополнительно могут возмещаться расходы на юристов – если это предусмотрено договором страхования.

Полис страхования ответственности не включает:

  • вред по причине воздействия лиц за пределами территории, обозначенными полисом страхования;
  • заявитель знал о предстоящем нанесении вреда;
  • страхуемый осуществлял деятельность, не предусмотренную договором страхования ответственности.

При отрицательном решении компания должна оповестить клиента об этом в письменной форме. Если СК отказалась возмещать убытки, но заявитель уверен в своей правоте, он может обратиться в суд для пересмотра дела.

От чего зависит страховая сумма и тариф

Услуги страхования ответственности администратора домена предоставляет СК «Росгосстрах». Активны следующие продукты:

  • страхование ответственности «Товарный знак» (360 р. на год);
  • страхование ответственности «Авторские права» (400 р. на год);
  • страхование ответственности «Комплекс» (570 р. на год).

Стоимость полиса страхования зависит от выбранного тарифа. Чем больше рисков прописано в договоре, тем выше цена сделки.

Пошаговая инструкция оформления

Чтобы оформить страхование ответственности, нужно соблюдать простой алгоритм действий:

  1. Выбрать СК.
  2. Подготовить пакет документов (список можно уточнить на сайте компании или по горячей линии).
  3. Подать заявление и приложить бумаги.
  4. Оплатить полис страхования.
  5. Получить сертификат или распечатать его электронную версию.

Договор страхования заключается на один год. По истечении этого периода полис продляется по желанию заявителя (правообладателя ТЗ). Стоимость сделки на 12 месяцев не превышает 600 рублей.

Как получить возмещение

Если правообладатель товарного знака обнаружит нарушение его прав, он подает:

  • претензию о возмещении убытков или выплате компенсации – направляется в досудебном порядке нарушителю;
  • исковое заявление – направляется сразу в суд.

Если стороны готовы разрешить конфликт миром, действия следующие:

  1. Как только претензия получена, застрахованный должен обратиться в СК с заявлением о наступлении страхового случая.
  2. СК выдаст письменные указания или согласие на возмещение убытков.
  3. После оплаты убытков по претензии передать в СК претензию, письменные указания СК, документы по оплате и заявление на возмещение.
  4. После проверки СК перечислит страховую сумму на счет застрахованного.

Если дело дошло до суда, то СК выплатит возмещение после разрешения дела по существу. Для этого в СК нужно предъявить:

  • заявление на выплату;
  • вступившее в законную силу решение суда;
  • документы по оплате, если решение исполнено.

После проверки документов СК перечислит страховую сумму застрахованному (если разрешение исполнено) или потерпевшему (если не исполнено).

Загрузите правила страхования и возмещения в СК «Росгосстрах» по этой ссылке.

Ответственность за использование чужого товарного знака влечет за собой серьезные последствия. Оформление полиса страхования защитит от крупных финансовых потерь.

Нам будет приятно, если Вы оцените статью лайком и сделаете репост!

Остались вопросы? Задайте их нашему дежурному юристу или запишитесь на бесплатную консультацию. Для этого укажите контактный телефон в активном окне внизу страницы.

Ссылка на основную публикацию