Страхования гражданской ответственности экспедитора: примерные тарифы, риски и порядок получения возмещения в 2024 году

Экспедиторы – это лица, на профессиональной основе занимающиеся деятельностью по перевозке грузов по заданию заказчика на основании условий договора транспортной экспедиции, заключаемого в порядке, предусмотренным в Главе 41 ГК РФ. В процессе работы экспедитор может столкнуться с необходимостью нести ответственность за нарушение обязательств (Глава 25 ГК РФ) – будет очень полезно страхование ответственности экспедитора, оформить которое можно во многих популярных СК.

Законодательство

 

Отдельного законодательного акта, регламентирующего особенности данного страхования, нет. Равно как и об обязанности экспедиторов приобретать соответствующие полисы, не установлено в ФЗ № 87 от 30-го июня 2003-го года “О транспортно…”.

По действующему закону полисы страхования ответственности экспедитора приобретаются по желанию соответствующих лиц.

Страховые риски

Конкретный перечень возможных ситуаций, которые покрываются полисом страхования ответственности, зависит от индивидуальных условий договора.

Возможные к включению в договор риски можно условно разделить на 3 группы:

Входит ли страхование груза

Страхование груза (п. 10 ч. 1 ст. 32.9 Закона № 4015-1 от 27-го ноября 1992-го года) – это имущественное страхование, в рамках которого страхуется риск частичного или полного уничтожения транспортируемого товара. Обязанность СК по выплате денежного возмещения наступает при возникновении указанных обстоятельств вне зависимости от того, кто виноват в произошедшем.

Напротив, страхование ответственности экспедитора предполагает возмещение ущерба исключительно в ситуации, если в этом есть вина непосредственно экспедитора.

Экспедитор не должен страховать груз – по закону это не обязательно. Страхователем может выступить:

  • грузополучатель;
  • грузоотправитель;
  • экспедитор (страховка груза дорогая, поэтому он может ее купить, если этого требует заказчик);
  • иное лицо.

Внимание! Вне зависимости от того, кто именно заключил страховой договор, выгодоприобретателем должно быть лицо, имеющее интерес в сохранении имущества (ч. 1 ст. 930 ГК РФ).

Когда не возмещаются убытки

Страховщик не возместит убытки при возникновении ответственности экспедитора за утрату, повреждение груза, просрочке его доставки и др., если страховой случай произошел в результате:

  • военных действий, гражданской войны;
  • изъятия груза по распоряжению государственных или муниципальных органов;
  • воздействия радиационного излучения;
  • мошеннических, преступных действий со стороны страхователя либо привлеченных им агентов и субподрядчиков;
  • транспортировки товаров либо в ходе осуществления погрузочно-разгрузочных работ, совершенных работниками страхователя, находившимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Стоимость страховки: примерные тарифы

По сложившейся практике соглашение страхования ответственности при осуществлении транспортно экспедиторской деятельности экспедиционными компаниями и индивидуальными предпринимателями, заключается:

  • или сроком на 1 год (наиболее распространенный вариант);
  • или на одну перевозку.

При страховании на 1 год по генеральному полису (ст. 941 ГК РФ) экспедитор не сообщает страховщику сведения о конкретных перевозках. То есть расчет страховой премии осуществляется исходя из усредненных параметров годовой деятельности экспедитора (общая стоимость перевозимых грузов за год, опыт работы, количество перевозок за год, виды транспорта, наличие / отсутствие охраны, категория преимущественно транспортируемых товаров и др.).

Стоимость полиса рассчитывается как произведение страховой суммы на страховой тариф.

Важно! Страховая сумма может быть установлена в любом размере по соглашению сторон, но, как правило, представляет собой денежное выражение годового валового сбора фрахта экспедитора (то есть платы за перевозимый груз).

Страховой тариф устанавливается в размере от 1 до 10 % от страховой суммы. Минимальное значение тарифа будет, например, для экспедитора, который:

  • имеет опыт работы в соответствующей сфере 10 лет или более;
  • перевозит товары на автомобильном транспорте (не на авиационном или железнодорожном);
  • не транспортирует опасные, скоропортящиеся или сыпучие грузы.

Также страховой тариф зависит от:

  • ценовой политики конкретной страховой компании;
  • количества выбранных экспедитором рисков (только риск несения ответственности за вред, нанесенный товару, или, например, еще гражданская ответственность за причинение вреда третьим лицам в результате падения груза);
  • территории страхования (только Россия, или Россия и СНГ, или весь мир).

Где приобрести полис

Надежную защиту предлагает СК Ингосстрах. Покрываются все риски, связанные с ответственностью экспедитора и перевозчика.

В компании действует уникальная программа – пакет «Оптимальный», по которому происходит страхование убытков, возникших в результате ДТП по вине перевозчика, хищения (кражи, грабежа, разбоя) и пожара.

Преимущества страхования ответственности в Ингосстрах:

  • при заключении договора заявителю высылаются на электронную почту бланки заявлений, уведомлений, информационные брошюры и прочие материалы – они будут всегда под рукой;
  • для первоначального рассмотрения документов по выплате страховки достаточно копий;
  • на процедуру выплаты возмещения уйдет всего 25 дней – 15 на рассмотрение документов и 10 на выплату денег.

Важно! Цена полиса зависит от страховой суммы, рисков и срока договора. При величине премии больше 30 тысяч рублей Ингосстрах предоставляет рассрочку. Оформить защиту можно лично в офисе СК или онлайн. На нашем портале вы можете загрузить правила страхования ответственности экспедиторов Ингосстрах.

Как получить возмещение

Страховое возмещение производится:

  • на основании решения арбитражного суда – если между страхователем и выгодоприобретателем есть спор относительно страхового случая, размера и специфики убытков;
  • во внесудебном порядке на основании решения независимой экспертизы – при отсутствии спора.

При возникновении страхового случая страхователь обязан:

  • в срок, указанный в договоре сторон (обычно 3 дня) направить в СК письменное извещение с указанием даты и обстоятельств страхового случая, примерного размера убытков и иных сведений, необходимых для составления страховщиком страхового акта о выплате;
  • в срок, указанный в договоре, но не позднее истечения срока исковой давности по предъявлению требований к СК – подать документы, а именно – заявление на выплату, договор транспортной экспедиции, товарно-транспортную накладную, путевой лист с отметками о прибытии и убытии ТС из пунктов назначения, и другие документы, предоставляемые в конкретном случае (например, при нанесении ущерба грузу при проведении погрузки-разгрузки – акт об оказании услуг по погрузке-выгрузке);
  • выгодоприобретателю – подать документы, подтверждающие интерес в сохранении груза, и реквизиты, на которые требуется перечислить деньги;
  • далее, если размер ущерба вызывает разногласия, дождаться результатов независимой экспертизы;
  • наконец, дождаться составления страховщиком страхового акта.

В течение срока, установленного договором сторон (обычно, 30 дней с даты составления страхового акта), страховщик выплатит компенсацию на расчетные реквизиты выгодоприобретателя.

Итак, страховку ответственности экспедитора покупать необязательно. Но сделать это желательно – ведь при повреждении груза или при доставке его позднее указанного срока экспедитору придется за свой счет возместить все убытки.

Если что-то осталось непонятным из статьи, рекомендуем проконсультироваться на этот счет у нашего дежурного юриста в чате.

А после консультации – поставить лайк и поделиться нашей статьей в социальных сетях.

Роман Кузнецов

Журналист проекта "STRAHOVKAVED.ru"

Оцените автора
Страховкавед
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности