Социальное страхование: история возникновения и развития в России и за рубежом

Индустриализация человеческого общества и бурный рост промышленного производства обусловили развитие такого общественного института, как социальное страхование. Первые зачатки социального страхования датированы еще древними временами в истории, когда купцы Финикии организовывали так называемые товарищества взаимопомощи при кораблекрушениях. Сейчас история социального страхования насчитывает множество ключевых дат, некоторые из которых ознаменовали новую веху в развитии всей системы в целом.

Развитие соцстрахования в мире

соцстрахование

Начало формирования и развития системы соцстрахования в мире датируется 18-м веком, когда рабочими стали создаваться общества взаимной помощи, “братства” и другие некоммерческие ассоциации, в которые делались отчисления на случай болезни, инвалидности или потери трудоспособности персонала по иной причине.

В подобном виде система существовала вплоть до конца 19-го века. Во Франции в те времена насчитывалось более 5000 таких обществ.

Родоначальницей соцстрахования как такового является Германия, где в 1883-м году был на законодательном уровне утвержден вопрос о социальной защите населения от возможных рисков наступления нетрудоспособности.

В качестве одной из контрольных дат в истории рассматривается 15-е января 1911-го года, когда в Великобритании был официально издан “Акт о национальном страховании”, который освободил от необходимости платить страховые взносы наиболее бедных рабочих.

Далее в различных государствах начали появляться законодательные документы, регламентирующие соцстрахование (например, во Франции – июль 1913-го года, в Швеции – май 1913-го года).

Возникновение в России

В России история социального страхования начала формироваться еще в 10-м столетии, когда князь Владимир принял церковный Устав, согласно которому духовенство и богатые слои населения Киевской Руси были обязаны производить надзор за медработниками, содержать медицинские учреждения и богадельни. Церковью и княжеством выделялось на реализацию данных целей 1/10 от их доходов.

Прошло достаточно времени в истории, прежде чем социальное страхование начало развиваться по-настоящему. Важной датой в истории является 1861-й год – тогда был утвержден нормативный акт, в соответствии с которым создавались вспомогательные товарищества, прикрепленные к казенным заводам, расположенным в горах. С зарплат рабочих тогда удерживалось 2-3 %. Видами соцобеспечения являлись пособия:

  • по болезни;
  • по инвалидности;
  • по утере кормильца.

Следующая контрольная дата в истории – 15-е мая 1901-го года – принятие правового акта о выплатах для тружеников горных заводов в случае получения ими травмы или болезни в процессе ведения трудовой деятельности.

Наибольшее число законов, регламентирующих соцстрахование, было принято в 1912-м году 3-й Госдумой:

Согласно этим правовым актам, расширились категории социально-застрахованных лиц. В частности, выплаты при страховом событии стали положены труженикам:

  • на ж/д транспорте;
  • на судах;
  • на любых заводах и фабриках.

Своего рода аналогом современных страхователей в дореволюционный период были так называемые больничные страховые кассы, создававшиеся на промышленных предприятиях с численностью от 200 и более работников. Страховых касс было около нескольких тысяч. Надзорный контроль за их деятельностью производили:

  • в масштабах всей России — Совет по делам страхования;
  • в губерниях – Страховые присутствия.

Страхование в нашем государстве тогда еще было недостаточно совершенным из-за:

  • низких страховых денежных выплат;
  • охватывания небольшого круга лиц (всего лишь 20 % от всей рабочей силы были застрахованы).

Соцстрахование в советский период

Социальное страхование в истории СССР начало зарождаться в 1917-м году, когда оно стало неотъемлемой частью госполитики того времени. Уже тогда стали формироваться первые признаки “огосударствления” системы согласно текущей политической и экономической обстановке в стране.

В период НЭП

страхование

Советская власть скептически отнеслась к законам, принятым 3-й Госдумой. Поэтому сразу после Октябрьской Революции большевики предприняли попытку реализовать структуру страхования, которая была разработана Лениным.

Важно! Всего в период истории НЭП было принято около 15 декретов, которые касались представленного вопроса. Причем их содержание было разным – один из них предлагал даже отменить социальное страхование в принципе.

Одна из ключевых дат в истории – это 15 ноября 1921 года, когда был выпущен декрет, регламентирующий:

  • установление единого тарифа по всем типам социального страхования – 28,5 % от ФОТ;
  • осуществлять обязательные взносы учреждениям и предприятиям, которые используют трудовые ресурсы наемного персонала;
  • выплату больничных денежных пособий, по беременности, по безработице в сумме фактического дохода застрахованного физлица (например, пособие в связи с отсутствием работы платилось по ставке от 1/6 до 1/2 от средней зарплаты, в зависимости от квалификации труженика и его стажа);
  • варьирующиеся размеры страховых денежных взносов в зависимости от организационно-правовой формы работодателя (госпредприятия платили меньше, частные – больше).

С 1930 года до конца существования СССР

1933-й год был ознаменован в истории передачей Всесоюзному Совету Профсоюзов всех средств структуры социального страхования. Производить контроль за целевым использованием указанных денежных средств стали управомочены профсоюзные органы.

В 1938-м бюджет социального страхования был включен в консолидированный госбюджет СССР.

Еще одна ключевая дата в истории развития страхования в СССР – 1964-й год. Тогда соцобеспечение стало распространяться не только на обычных служащих, но и на граждан, находящихся на ведущих должностях в колхозах.

Современная система

Система, имевшая место во времена СССР, не могла обеспечить нужный уровень финансовой защищенности граждан при наступлении страхового события. Поэтому были созданы 2 федеральных фонда:

  • ПФР – 22-е декабря 1990-го года;
  • ФСС – 1-е января 1991-го года.

Чуть позднее – 24-го февраля 1993-го года – был учрежден также ФОМС.

Внимание! В нынешнем виде система заработала в 1999-м году, когда был принят ФЗ № 165 от 16-го июля 1999-го года “Об основах обязательного социального страхования”, определивший главные принципы, целевые направления и задачи федеральной политики в представленной области.

Сейчас в РФ насчитывается 3 внебюджетных фондовых учреждения:

  • ФСС – фонд социального страхования, который признается страховщиком по страхованию, осуществляемому на случай заболеваний (ФЗ № 255 от 29-го дек. 2006-го), а также по страхованию от несчастных происшествий на трудовых местах (ФЗ № 125 от 24-го июля 1998-го);
  • ПФР – Пенсионный фонд, являющийся страховщиком по ОПС в соответствии с 167-ФЗ от 15-го дек. 2001-го;
  • ФОМС – фонд медстрахования трудящихся и нетрудящихся физлиц согласно 326-ФЗ от 29-го нояб. 2010-го года “Об обязательном…”.

Статистические данные о деятельности фонда медстрахования по состоянию на 2017-й год:

  • сумма поступлений взносов из расчета на 1-го застрахованного гражданина – 11641 рубль;
  • рост поступлений уплаченных взносов по сравнению с 2016-м годом – 5,02 %;
  • совокупный объем бюджетов территориальных органов ФОМС – 1726,8 млрд. рублей (на 5,4 % больше, чем в 2016-м году);
  • количество медицинских организаций по всей России, реализующих базовую программу ОМС – 9142;
  • число страховых медицинских учреждений – 43 (без учета филиалов и представительств);
  • основная доля расходов бюджетов территориальных органов ФОМС – 98,5 % — идет на оплату медпомощи, оказанной застрахованным физлицам.

В социальную систему социального страхования в России входит также ПФР. Статистические данные о его деятельности также доступны только по состоянию на 2017-й год:

  • доходы бюджета ПФР – 8260,1 млрд. рублей;
  • расходы бюджета ПФР – 8319,5 млрд. рублей;
  • общее количество поступивших взносов – 4481,9 млрд. рублей;
  • расходы ПФР, понесенные на выплату пенсий – 7167,2 млрд. рублей;
  • расходы на дополнительные меры поддержки семей с детьми (маткапитал) – 311,8 млрд. рублей;
  • совокупное количество зарегистрированных страхователей в системе ОПС – 9,3 млн. (из них работодатели – 5,3 млн., самозанятое население – 4 млн.);
  • количество ИЛС в системе ОПС – 153,8 млн.

Также доступны открытые данные о главных показателях деятельности в Российской Федерации фонда социального страхования РФ (сведения также за 2017-й год):

  • количество фактов выплат больничных пособий и в связи с рождением детей – 269374;
  • общее число получателей выплат – 24372;
  • совокупные траты на медицинскую, социальную и профреабилитацию пострадавших от несчастных происшествий на работе – 9823,2 млн. рублей;
  • число несчастных происшествий на трудовых местах – 37560;
  • число профзаболеваний – 5049.

Итак, соцстрахование начало зарождаться еще в древние времена. Сейчас – это уже полностью сформированная система, защищающая граждан, потерявших заработок в связи со старостью, инвалидностью, профессиональной травмой.

Тема обширная, поэтому все нюансы в рамках одной статьи осветить не удастся – разобраться в отдельных аспектах поможет наш квалифицированный юрист, с которым можно проконсультироваться в чате.

Не забываем лайкать пост, оставлять комментарии и делать репосты в соцсетях.

Далее читайте интересный материал о пенсионном страховании в России.

Ссылка на основную публикацию